Обычно для того, чтобы получить максимум пользы от обучения, рекомендуют выбирать правильного поставщика обучения. Изучить отзывы о компании и её курсах, ознакомиться с накопленным практическим опытом. Это всё, конечно, так.
Но давайте попробуем чуть более глубоко разобраться с понятием «практическая польза» и определить, что ещё можно сделать, чтобы этой самой пользы было больше.
Кажется очевидным, что если обучение «слишком книжное», то пользы от него будет мало. Это не означает, что книги бесполезны. Многие из них содержат концентрат практического опыта. Но для того, чтобы эти знания превратились в активный багаж, чаще всего требуются дополнительные усилия: пояснить, привести примеры, показать область ограничения и т.д. и т.п. Поэтому обучающий курс, пересказывающий книгу, вряд ли будет самым полезным.
Другая крайность – перегрузка излишними деталями. Конкретикой, которая может быть неприменимой во всех случаях. В этом и состоит опасность готовых шаблонов документов, примеров конкретных организаций, вариантов конкретных проектных решений. Они полезны и хорошо сработали в конкретном контексте. Погружение в этот контекст чаще всего требует серьёзного времени. И это не имеет особой ценности на курсе, поскольку в другой организации (или даже в той же самой организации, но в другой период времени), контекст и, стало быть, конкретное решение может быть иным.
Поэтому чаще всего, выдавая варианты «правильных» ответов к выполняемым на курсах упражнениям, мы особенно подчёркиваем то, что это именно возможные варианты. Ценность выполнения упражнения состоит не в том, чтобы получить готовый заполненный шаблон документа, который можно бездумно использовать в работе. А в том, что, прорабатывая документ в рамках упражнения, мы обсуждаем логику принятия решений в тех или иных ситуациях, определяем факторы, которые нужно учесть в конкретной ситуации.
Кроме того, известно, что обучение – это про «удочку, а не про рыбу». То есть, задача обучения – научиться ловить рыбу (пользоваться удочкой), а не получить уже пойманную. Про рыбу – это консалтинг :). Хотя хороший консалтинг часто включает в себя и «удочку».
Именно поэтому обычно я рекомендую при выполнении упражнений не гуглить варианты решения, а попытаться пройти все шаги самостоятельно.
Разумеется, если проводится курс для сотрудников конкретной организации, и в этом есть потребность, мы прорабатываем конкретные сценарии и адаптируем упражнения с тем, чтобы учесть конкретику данной организации. Если это нужно. Но в открытом формате курсов, где присутствуют люди из разных организации, погружение глубоко в детали конкретной задачи в одной выбранной организации, может запутать остальных участников.
Таким образом, слишком много конкретики – тоже не очень полезно. А может быть даже вредно.
Как же определить золотую середину? Как сделать так, чтобы от обучения была получена искомая практическая польза.
А в чём состоит эта «практическая польза»? По-моему, в том, что человек, прошедший обучение, сможет выполнять работу, которую раньше не мог. Или, если мог раньше, после обучения сможет выполнять более эффективно. В общем, обучение должно как-то менять жизнь (в лучшую строну).
То есть, чтобы оценить практическую пользу, нужно понимать следующие две вещи.
Во-первых, нужно понимать, в чём состоит эта практика (деятельность, которой занимается человек). Причём здесь важны детали. Например, человек участвует в управлении службой поддержки. Если он работает в большой компании, то, возможно, этим занимается более одного специалиста. Сильно более. С разной специализацией. Например, наш вымышленный герой отвечает за разработку и актуализацию регламентной документации, описывающей порядок работ. Например, регламенты процессов. Это означает, что его, скорее всего, будут в большей степени интересовать подходы к обеспечению полноты описания, механизмы контроля актуализации документации, возможно, контроля исполнения и т.п. Примеры документов и разбор факторов, повлиявших на то, что документы получились именно такими. Также обычно таких специалистов и интересует содержимое стандартов, возможные тонкости прохождения аудитов. Большая часть перечисленного будет не так сильно интересовать других специалистов, работающих в этой же организации в этой же области.
Во-вторых, нужно понимать, на каком уровне человек разбирается в данной части. Грубо говоря, если человек не умеет читать, то никакой пользы от предоставленных образцов документов он не получит. Для упрощения модели сюда же (к «разбирается») отнесём помимо текущего уровня владения, и способность к повышению этого уровня. Например, одному человеку достаточно подсказать лишь принципиальные моменты, чтобы он дальше всё сделал сам, другому потребуется выдать подробную инструкцию.
Оставим пока в стороне то, как во время обучения доносится полезная информация. Это крайне важно с точки зрения результатов обучения. Но сейчас мы хотим выявить требования к содержанию обучения, исходя из которых, человек мог бы оценивать, насколько данное обучение будет полезным с практической точки зрения, и понимать, что с этим делать.
В описанной упрощённой модели получается, что то, будет ли получена практическая польза от обучения для данного конкретного человека, зависит от того, насколько содержание учебного курса соотносится с областью его практической деятельности. И от уровня погружённости в данную область.
Что это означает с практической точки зрения? Особенно с учётом того, что все по обоим этим «критериям» люди могут различаться. Ведь ролевые модели в разных организациях могут различаться. Уровень погружённости в предметную область тоже может различаться.
По-моему, чтобы получить максимальную отдачу от обучения стоит уделить внимание следующим моментам (во многом очевидными).
- Изучить описание курса.
- Погрузиться в предметную область непосредственно перед обучением. Благо, материалов в свободном доступе предостаточно (например, здесь, на портале или в разделе вебинаров). Это поможет вспомнить сложности, с которыми доводилось сталкиваться в работе, сформулировать более глубокие вопросы.
- Подготовить вопросы в предметной области.
- Сформулировать свои ожидания (какие задачи хотелось бы уметь решать после прохождения обучения?) и не стесняться поделиться этой информацией в самом начале курса. Даже если окажется, что эти ожидания не соответствуют программе обучения, это будет выявлено в самом начале курса. И, следовательно, будет шанс скорректировать траекторию как можно раньше.
- В ходе обучения постоянно держать в фокусе проблему, на решение которой направлена разбираемая теория. Это очень важная часть поскольку, если непонятно, в чём состоит решаемая задача, то, даже поняв решение, вряд ли вы получите пользу от такого обучения. Ведь, скорее всего, повторно пройти такой путь самостоятельно вы не сможете. Особенно, если какие-либо из условий задачи в реальной жизни будут, как это часто бывает, отличаться.
- Ну, и, разумеется, задавать, задавать, задавать вопросы.
Несмотря на описанную выше вариативность и то, что вряд ли существует курс под каждую конкретную задачу, уверен, предлагаемый подход позволит повысить отдачу от вложенных в обучение времени, сил и денег. Поможет применять на практике то, с чем разбирались на курсе.