Мы довольно давно проводим различные деловые игры. Надо сказать, что они действительно учат делать правильные выводы. И эти выводы рождаются благодаря приобретаемому опыту. Один из ключевых выводов, который все, так или иначе (раньше или позже), делают, звучит так: в первую очередь нужно организовать деятельность и постоянно улучшаться. Может показаться, что звучит несколько банально. Но на самом деле очень интересно наблюдать за разными командами, часть из которых действительно договаривается о правилах работы, а часть – нет.
Каждая игра уникальна, потому что уникальна команда. От того, насколько серьёзно команда относится к игре, хоть это и игра, зависит успех. И бывают очень иллюстративные ситуации. Если во время подготовки команда занимается не подготовкой, а пытается сразу решать поставленные задачи, то к началу “основного” времени (раунда) она подходит… не подготовленной. И далее, как правило, приходится наблюдать хаос. Все мечутся. Никто не понимает, что ему конкретно делать. Решают каждую задачу все вместе. Точнее даже не все вместе, ведь кто-нибудь сидит “курит бамбук”, считая, что от него ничего не зависит. А число задач продолжает расти. Из-за этого времени на все задачи не хватает. Упускается важная информация, которая есть в материалах игры. Соответственно, принимаются неудачные решения. А цепь неудачных решений может привести к провалу миссии – то есть к тому, что цели игры не будут достигнуты. А это всех участников демотивирует. Как же избежать неудачи?
В целом можно сказать, что команды, которые реально уделяют внимание тому, чтобы прочитать раздаточные материалы и договориться, как они будут работать, а затем работают именно так, как договорились, и после раунда выполняют работу над ошибками, с существенно большей вероятностью достигают успеха. Можно сказать, делают это увереннее. Ну а особо талантливые поступают с игрой так: “рвут, как Тузик грелку”. На днях был весьма показательный пример. По мере того, как я подводил итоги каждого последующего раунда, всё меньше в эти самые итоги верилось. Потому что доля успешно выполненных задач стабильно держалась на отметке около 100%. И всё потому, что коллеги реально сначала прочитали материалы, обсудили, договорились, потом действовали. После каждого раунда обсуждали, анализировали, пересматривали. В том числе пересматривали процессы, перераспределяли роли. Не искали виноватого, а думали, как сделать лучше. Как следующий этап преодолеть наиболее эффективно.
Ну а после игры полезно сделать итоговые выводы и что-то “взять с собой”. То есть сразу подумать, что можно применить в своей работе. И если уже с самого начала игры команда уделяла внимание оптимальной организации рабочих процессов, то и выводы итоговые получаются более полезными.
В общем, помните, что игры приносят максимум пользы, если играть в них ответственно. Ведь они воссоздают реальную ситуацию. Из жизни.