Спросите своих сотрудников, знают ли они о Миссии или каково Видение компании, в которой они работают? Да чего уж там сотрудников, спросите руководителей… Уверен, что в качестве ответа можно получить недоумевающий взгляд и встречный вопрос: “Что???” А еще самый распространенный вопрос, который обычно задают в ответ: “А в чем разница между миссией и видением?” Не верите? Тогда проверьте. Для начала в своем коллективе.
Это о чем?
Что за слова-то такие – миссия, видение… Зачем они компании и должен ли о них кто-то знать?
Несмотря на то, что можно найти много статей и книг о миссии и видении, разные публикации порой даже противоречат друг другу в описании этих понятий. Они такие разные, но всегда рядом.
Видение
Видение – определенное стремление к тому, какой организация хотела бы стать в будущем. *
* ITIL® 4 Strategist: Direct, Plan & Improve (Глоссарий)
Заявляя о Видении организация описывает, где она стремится быть после того, как она достигнет своей Миссии. Видение — это мечта, представление, описание владельцев бизнеса о желаемом состоянии компании в будущем.
У японцев есть поговорки: «Бесполезно грести сильнее, если ты гребешь в неправильном направлении» и «Видение без действия — это мечта, а действия без видения — это кошмар».
А вот и примеры видения некоторых компаний:
Компания |
Видение |
Intel — производство процессоров для ПК |
Миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции. |
Microsoft Corporation — производство программного обеспечения |
Обеспечивать новые возможности в любое время, в любом месте, на любом устройстве с помощью первоклассного программного обеспечения |
АО «Группа „Илим“» — крупнейшая российская целлюлозно-бумажная компания. |
Стать лучшей и самой уважаемой компанией — компанией мирового класса по производству бумаги и упаковки для российского рынка, оставаясь ведущим поставщиком целлюлозы в Китай |
Видение компании состоит из:
- базовой идеологии, включающей базовые ценности и предназначение (Миссию) и
- образа будущего (четкого представления о будущем и мотивирующего желания).
Скажу честно, найти примеры описания Видения российских компаний в интернете довольно сложно. Думаю, что у большинства компаний его нет, т.к. Видение связано со стратегией, а заниматься стратегией бывает проблематично в силу мощного воздействия внешних факторов (PESTLE). У некоторых стратегия ограничивается годом, т.к. на год формируется бюджет. А те российские компании, которые и разрабатывают Видение и Миссию, не афишируют их.
Миссия
Миссия – кратное, но полное описание общего назначения и намерений организации *
* ITIL® 4 Strategist: Direct, Plan & Improve (Глоссарий)
Заявление о миссии определяет назначение бизнеса: что бизнес должен делать, по мимо зарабатывания денег, т.е. дело, которому вы служите. Например, миссия может начинаться с «Мы созданы для того, чтобы…»
Миссия может определять не только предназначение деятельности, но и какие услуги предоставляет организация, каковы ее клиенты, или локация деятельности.
Вот несколько примеров миссий компаний:
Компания |
Миссия |
Microsoft Corporation |
|
Coca-Cola |
Мы существуем, чтобы помогать вам и давать вам силу |
Лукойл |
Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека, эффективно и ответственно разрабатывать доверенные нам уникальные месторождения углеводородов, обеспечивая рост Компании, благополучие ее работников и общества в целом. |
Аэрофлот |
Мы работаем для того, чтобы наши клиенты могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, а значит, быть мобильными, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии. |
РАО «ЕЭС России»** |
Стремится к росту рыночной стоимости своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы отрасли и повышения эффективности и прозрачности текущей деятельности компании. |
** компания упразднена с 30.06.2008 г.
Миссия о многом говорит. Компания фокусировалась на росте своей стоимости, а не на тепло- и электро-генерации населения. Может не верно выбранные приоритеты, приводят к соответствующим результатам?
Хорошее заявление о своей миссии будет включать в себя несколько моментов:
- предназначение, т.е. для чего мы созданы;
- наши основополагающие цели, т.е., что потребуется для достижения назначения.
В заявлении о Миссии должно быть указано, кто вы, что делает вас особенным. Миссия является частью Видения компании.
В чем разница?
Видение |
Миссия |
|
|
Достигая своей цели, или выбрав новую мечту, вы можете придумать себе новое Видение и т.д. Видение — это «программирование» человека или компании на достижения привлекательного будущего. Оно действует на эмоции, вдохновляет. А чтобы не свернуть с этого пути – определяется Миссия.
Всем ли компаниям необходимо формулировать миссию? Наверное, нет. Для зарабатывания денег миссия не потребуется. Миссия и смысл для деятельности нужны тем, кто не ограничивается взглядом в будущее, но и понимают, что заработанные деньги — это побочный эффект, а не причина для сервисных отношений.
В качестве заключения
Видение и Миссия – это не только понятия из учебников и темы, обсуждаемые руководством. Они не пишутся под диктовку или для галочки. Если о них никто не знает, то и достигать нечего. Определитесь, куда именно вы идете и как этому способствует деятельность вас и вашей команды. Миссия важна! Ее не стоит искать, она уже есть. Миссия помогает создавать ценность, в то время как Видение расширяет границы завтрашнего дня.
Напишите в комментариях, что для вас эти два понятия. Они вдохновляют или вызывают раздражение?