2 марта 2011 года я написал заметку в блог по итогам оценки эффективности расходов на ИТ в РФ, которая была выполнена счётной палатой. Вывод, сформулированный счётной палатой, был просто фантастическим: 99% госбюджетов на ИТ расходуется эффективно. Работая в отрасли, я внутренне с этим выводом согласиться не мог, в моих сомнениях меня также поддержали мои коллеги. Мы сошлись во мнении, что, видимо, пока счётная палата не получила достаточного стимула для реальной оценки положения вещей.
И вот мэр ушёл, и стимул пришёл! И счётная палата дала оценку эффективности расходования на ИТ в Москве в период 2008-2010 и начала 2011 года. Любопытно сопоставить результаты.
Оказалось, не всё так шикарно. Вот некоторые примеры:
- Департаментом информационных технологий по результатам исполнения 33 государственных контрактов на общую сумму 3 296 359,7 тыс. рублей предполагалось разработать и ввести в промышленную эксплуатацию 86 ИСиР и отдельных подсистем. По состоянию на 15.06.2011 распорядительными документами Правительства Москвы в промышленную эксплуатацию введено 25 ИСиР (подсистем), кассовый расход на их создание составил 542 131,9 тыс. рублей. Не введена в промышленную эксплуатацию 61 система (подсистема), расходы в сумме 2 754 227,8 тыс. рублей произведены безрезультатно. Замечу, не введена в эксплуатацию 61 система из 86!
- В ходе выборочной проверки установлено, что для нужд города более пяти лет не используется оборудование и вычислительная техника на общую сумму 452 428,5 тыс. рублей, закупленные в рамках проектов по созданию общегородских ИСиР.
- Не имеют перспектив ввода в промышленную эксплуатацию 45 ИСиР, разработанных в рамках шести государственных контрактов 2008-2009 годов на общую сумму 338 470,0 тыс. рублей.
- Работы по поставке и монтажу оборудования для создания телекоммуникационных узлов РОСПД с общей ценой работ 1 566 137,8 тыс. рублей (1526 комплектов) были завершены в декабре 2008 года. По состоянию на 15.06.2011 Департаментом информационных технологий решение о приемке работ не принято. Государственные контракты на эксплуатацию РОСПД в период 2008—2011 годов не заключались, сроки гарантийного обслуживания оборудования истекли.
И так далее. Иными словами, проценты в существенной степени определяются тем, как и для чего (а также про кого) их считают.
Выводы (которые сделаны уже давно и только подкрепляются этим отчётом КСП Москвы):
- Действующие нормы в части госзакупок неэффективны (есть множество примеров и в данном отчёте, и из жизни).
- Результаты контроля расходования средств (в том числе на ИТ) используются не безусловно, а в соответствии с политическим заказом.
- Эффективность управления, которую демонстрируют чиновники (которые по идее являются профессиональными управленцами), оставляет желать лучшего.
Единственное место, где можно искать эффективных управленцев – это коммерческий сектор. Но защитить их от полного искажения стимулов при переходе в госсектор … при нынешней структуре государственного управления это, по-моему, совершенно невозможно.
P.S. Да, забыл добавить, что, с учётом распределения бюджетов между Москвой и регионами, расходование на ИТ с эффективностью 99% в масштабах страны при таком положении дел в Москве требует от регионов работы с эффективностью выше 100% 🙂 При этом моё личное мнение – в регионах в среднем всё обстоит ничуть не лучше.
Вспомнилось, что ITIL, как свод рекомендаций по управлению ИТ, создавался для госсектора.
В отчёте есть фрагмент: В ходе выборочной проверки установлено, что для нужд города более пяти лет не используется оборудование и вычислительная техника на общую сумму 452 428,5 тыс. рублей, закупленные в рамках проектов по созданию общегородских ИСиР“.
Вообще государственные структуры ну по определению консервативны. Руководителям-“экономистам” среднего звена (и среднего же возраста), которые планируют расходы трудно представить себе, что пятилетнее оборудование уже устарело не только морально и физически, но и стало просто вредным и некомфортным для пользователей…
К чему это я: “ИТ-азбуки” типа ITIL нужнее госсектору, чем конкурентному бизнесу, так как нет невидимой руки конкуренции, которая бы стимулировала к самостоятельным поискам путей оптимизации, а руководящие силовые воздействия доходят до мест очень медленно.