Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Business Agility, DevOps, ITIL, ITSM, COBIT, PRINCE2, TOGAF, Kanban...

14 лет в эфире. 3 000 записей. 10 000+ постоянных подписчиков.

 

 

Обучение
по ITIL 4, ITSM, PRINCE2
Деловые
игры
Новые экзамены
по ITSM
Реестр ESM- и ITSM-систем в России 2025

Как вернуться к работе после выходных?

Удивительно, как сильно некоторые события или высказывания могут повлиять на человека. Много лет назад один из моих преподавателей в институте сказал: Это в школе Вашей маме могут сказать «Мальчик он у Вас умный, но ленивый». В институте так не бывает. Ленивый – значит дурак. Я запомнил эту фразу раз и навсегда. И она безусловно оказала на меня большое влияние (не то чтобы я избавился от лени, но … по крайней мере стал понимать, что она мне мешает). Однако раньше я принимал это высказывание как данность и никогда не задумывался о том, чтобы его обосновать. Оказывается, сделать это очень легко. Итак, докажем утверждение…

IT Management Forum 2015 – уже скоро!

В этом году одна из главных российских конференций по управлению ИТ, IT Management Forum, состоится 4 июня. То есть меньше, чем через месяц. Как обычно, ожидается интересный и насыщенный день: запланированы выступления Пола Вилкинсона (директора компании GamingWorks, автора карт "ABC" и книжки "Управление ИТ-проектами от лукавого"), Павла Солопова, Георгия Ованесяна, Марины Аншиной, Антона Саввина и других известных фигур ИТ-сообщества. Наш портал выступает информационным партнером форума, а наши авторы, как и в прошлом году, и в позапрошлом, проведут для участников форума интерактивный мастер-класс, на этот раз – об измерении ИТ-услуг.  Пройдет форум в привычном и многими любимом "Инфопространстве". Регистрация ещё открыта,…

Вакансия тренера в Cleverics

Многие знают, что в нашей компании есть довольно мощное направление обучения. Время от времени в этом направлении открываются вакансии тренеров-консультантов. Это уникальная возможность для специалистов, которые готовы очень много работать и очень интенсивно развиваться. Очень много работать: это действительно так. Работа тренера подразумевает примерно 50% загрузки в виде преподавания, а преподавание краткосрочных учебных курсов требует много сил. Но собственно тренерством работа тренера не ограничивается: есть ещё и освоение новых курсов, и разработка учебных материалов, и миллион задач по маркетингу, и взаимодействие с клиентами… Очень интенсивно развиваться: это действительно так. У нас нет тренеров, читающих только базовые курсы. "Основы ITIL" – необходимый первый…

Checklist: А вы готовы к неожиданностям?

Независимо от уровня надежности и отказоустойчивости ИТ-систем, приходит день, который испытывает их, а заодно и вас, на прочность. Пожары, затопления, отключения электричества, перебои у ключевых подрядчиков, нарушение целостности каналов связи, крупномасштабные отказы вследствие реализации угроз ИБ – вот лишь короткий список обстоятельств, которые могут поставить вас и ваших заказчиков в затруднительное положение. На случай, если у вас на это есть бюджет, мы предлагаем короткий чеклист, благодаря которому вы можете проверить свою способность держать удар. Разработан и актуален план реагирования на НШС, который включает:     События и сценарии, являющиеся триггерами для активации плана Порядок действий по реагированию и минимизации негативного…

ISO/IEC 38500:2015 – perfect from the beginning

«Руководство ИТ для организаций» (Governance of IT for organizations) – так теперь называется обновленный стандарт ISO 38500:2015, знакомый нам ранее как ISO 38500:2008 или Corporate governance of IT. Стандарт был обновлен в феврале, а в дополнение к нему в апреле выпущен ISO 38501 – Implementation guide (ISO38502 – Framework and model опубликован в конце 2014 года). Geoff Harmer в своей колонке на itsmportal.com провел анализ изменений, в реализации которых, по некоторым данным, принимали участие эксперты из 27 стран. Ну что же, эксперты потрудились на славу. Вот основные выводы анализа: Все основные идеи остались без изменений. Формальное определение Governance of IT теперь таково: «Система,…

Вопрос из зала: Конфигурационная единица и ИТ-актив

При проработке процесса управления конфигурациями заинтересованные лица ставят задачи, выходящие за рамки академического процесса управления конфигурациями, о котором говорится в ITIL.  Типичная задача, которую может решить процесс управления конфигурациями: Предоставление информации другим процессам о текущем состоянии элементов инфраструктуры, их взаимосвязях, взаимном влиянии и т.д. Типичная задача, которую может решить процесс управления ИТ-активами: Предоставление информации о затратах на различные категории оборудования, лицензионная чистота программного обеспечения и т.д. Получается, что понятия «конфигурационная единица» и «ИТ-актив» различны? Или всё же едины?

Классификация бизнес-процессов

Некоторые вещи так давно изобрели, что уже никто и не помнит автора. Взять, например, колесо. Или деньги. Менеджмент – относительно молодая область знаний. Там изобретатели основных идей и концепций, как правило, хорошо известны. Все знают, что специализацию рабочих по  производственным операциям придумал Адам Смит. Затем Генри Форд добавил к этой специализации конвейер. Потом были Уолтер Шухарт, а позднее – Эдвард Деминг с управлением качеством на основании измерения и совершенствования повторяемых процессов. Тогда же, в середине XX века, Норберт Винер создавал кибертентику. Затем Дэвид Нортон и Роберт Каплан предложили идею сбалансированной карты показателей. Примерно в то же время появился ITIL (с авторами нам посчастливилось…

Checklist: Содержание политики релизов

Политика релизов (или политика управления релизами) – документ, определяющий подход к управлению релизами в той или иной системе. Обычно политика релизов включает в себя следующие разделы: Границы применения политики (ИТ-системы, регионы) Расписание выпуска плановых релизов (см. пример на рисунке ниже), включая даты запрета на внесение изменений в продуктивные системы Порядок выпуска плановых релизов: порядок выполнения работ; распределение ответственности; общая координация работ; задействование подразделений-заказчиков; размещение и хранение релизов; используемые технические решения; Правила и порядок выпуска внеплановых (аварийных) релизов Требования к составу и упаковке релиза Требования к документированию релизов Правила именования и нумерации версий

И снова каталог ИТ-услуг

Многие авторы уже не раз писали о том, что такое каталог ИТ-услуг, для чего и кому он нужен, как его построить, как пользоваться, если удалось построить и чем заменить, если построить не удалось. Очередной пост на эту тему недавно опубликовал Stuart Rance. В краткой заметке под говорящим названием "That’s not a service catalog!" автор делится своими наблюдениями о том, что многие проекты, связанные с построением каталога ИТ-услуг, заканчиваются неудачей из-за того, что участники проекта не имеют единого понимания о том, что такое каталог ИТ-услуг. В подтверждение данной идеи автор приводит несколько примеров. Рассмотрим один из них: с каталогом сервисных запросов, который часто путают с каталогом ИТ-услуг….

По ту сторону. Черты заказчика ИТ-услуги

"Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежащий к разряду заказчиков". А. П. Чехов, "Каштанка" У медали две стороны, у сервисных взаимоотношений – тоже. Важная роль одной из сторон – роль менеджера ИТ-услуги – уже была довольно подробно описана. А поскольку сказав "А", нужно сказать и "Б", попробую составить по аналогии и для полноты картины сводную характеристику на заказчика ИТ-услуги. Заказчик – это кто-либо, заинтересованный в получении ИТ-услуги, при этом обладающий возможностями выставлять требования к ней, контролировать качество её предоставления и влиять на него. В повседневной жизни мы с вами являемся по большей части потребителями разнообразных заранее спроектированных "предустановленных"…

Модели управления доступом

В связи с известными событиями возникла необходимость подтянуть мат.часть по управлению доступом. А в этом деле нет ничего лучше, чем составить для самого себя краткую памятку. Размещу её здесь на случай, если кому-то она пригодится.   Среди бесчисленного множества моделей можно выделить следующие, более-менее непересекающиеся и задающие базовую классификацию: MAC, DAC, RBAC и ABAC.   MAC: Mandatory Access Control (рус. мандатное управление доступом) В основе модели лежат понятия «режима конфиденциальности» и «допуска». Режим конфиденциальности устанавливается для объектов (информации, систем, операций), в то время как допуск присваивается субъектам (гражданам или техническим средствам, которые пытаются получить доступ). Например, в простейшем случае сотрудник…

 
DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM