Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Чем хуже, тем лучше?

В отчете GlobalCIO "Исследование ИТ в российских компаниях 2010–2011", выпущенного в конце 2010 года, очень много интересных цифр. Один из аспектов, затронутых в отчете – структура ИТ-бюджетов российских компаний. Выполнен анализ трех основных сценариев:

  • Выживание предприятия преимущественно за счет реструктуризации и частичного сокращения бизнес-направлений
  • Пережидание кризисного периода за счет эффективности, без существенного сокращения бизнес-направлений
  • Активное расширение бизнеса, выход новых продуктов и услуг, экспансия на новые рынки

 В структуре бюджета выделялись следующие "типы работ": 

  1. Внедрение новых бизнес-приложений
  2. Развитие и модернизация существующих бизнес-приложений
  3. Развертывание новой ИТ-инфраструктуры
  4. Поддержка и эксплуатация ИТ-систем
  5. Развитие управления ИТ
  6. Другое

Любопытный вывод – расходы на "Развитие и управление ИТ" максимальны в той группе предприятий, которая придерживается стратегии выживания. Для этой группы развитие и управление ИТ составляет 4-8% от общего размера ИТ-бюджета. Для активно развивающихся предприятий развитие и управление ИТ составляет лишь 1-2% от общего размера ИТ-бюджета.

Конечно, в отчете не все ясно. Например, не указано что входит в "тип работ" "Развитие и управление ИТ". Не известны натуральные величины. Приведены только проценты и вполне может оказаться так, что 4-8% в пору выживания существенно меньше, чем 1-2% в пору активного роста. Тем не менее, общее впечатление, что предприятия начинают уделять больше внимания управлению ИТ в тех случаях, когда важно "затянуть пояса". Этакое "управление инцидентами" на уровне общего управления – пришел "сигнал" экономить, усилим контроль. Решив этот "инцидент" на локальном уровне – контроль можно ослаблять, он менее актуален.

Вместе с тем, практика показывает, что существенных сдвигов в управлении ИТ (в повышении эффективности работы, в реализации действенных управленческих механизмов, в контроле операционных ИТ-рисков и так далее) можно добиться, прежде всего, имея некоторый запас по ресурсам. Ресурсы необходимы, чтобы договариваться о новых правилах и принимать решения, чтобы уделять внимание не только прямым результатам труда, но и его организации, чтобы иметь возможность стимулировать персонал не только "кнутом", но и "пряником". Консалтинговые проекты с заказчиками в условиях существенной нехватки ресурсов как правило выполняются сложнее и имеют меньше шансов на долгосрочных успех. Поэтому руководителям разумно выполнять реформирование управления ИТ заранее, чтобы в "черный день" уже иметь возможность пожинать плоды – использовать созданные механизмы управления.

Иначе все будет как в известной байке: "Да некогда мне пилу точить, мне дерево пилить надо".

«VAP: Построение системы KPI для ИТ»
Как обеспечить управление процессами, проектами, услугами, персоналом

Комментариев: 1

  • А может просто сократить решили операционные расходы. Уволили эникейщиков, админов, отказались от поддержки, стали покупать оборудование подешевле…
    А начальство, как было, так и осталось. Вот в итоге из-за изменения структуры затрат доля затрат на управление изменилась, хотя сами затраты не изменились.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM