Идея про визуализацию технического каталога услуг и CMDB родилась в ходе курса, когда для рисования картинки с квадратиками, соединенными линиями, стало не хватать места. Подсказали мне эту мысль слушатели, а чтоб не забылась, оставлю её здесь, в блоге.
Проблема традиционного способа визуализации (см. ниже) широко известна, и существует много инструментов, помогающих обходить недостатки наглядности древообразных диаграмм, например, от Евгения Шилова. А я расскажу о радикальном.
Предположим, что ИТ-служба обеспечивает работоспособность двух приложений (не хочу сегодня про услуги говорить), которые используются сотрудниками заказчика:
- CRM
- BI
«Под» этими приложениями есть ИТ-инфраструктура. Например, такая:
А. Сервер баз данных
Б. Сервер приложений
В. Роутер
Г. АРМ (универсальный набор: ПК, монитор, клавиатура, мышь, «заливка»)
Д. Хранилище данных А
Е. Хранилище данных Б
Ж. СУБД
З. Лицензии на ПО BI
И. Программисты
К. Системные администраторы
Л. Отдел технической поддержки
Вот как будет выглядеть древообразная диаграмма связей каталога услуг в «традиционном» представлении:
Вроде бы не страшно… До тех пор, пока приложения два, а общих компонентов всего шесть.
Предлагаю в визуализации вернуться на шаг назад, на уровень хранения информации о связях.
Итак, каталог выглядит как таблица, где по столбцам перечислены приложения, а по строкам размещены буквенные коды компонентов, которые обеспечивают работу этих приложений у пользователей:
А дальше – буйство фантазии.
Цветокодирование, когда строки компонентов разделяются на физические ресурсы и команды специалистов:
Интерактивность: выбрав один из компонентов таблицы, можно «провалиться» к его описанию (ответственное лицо, контракты поддержки, история изменений и сбоев и т.п.), а также увидеть, какие услуги от него зависят, и какие компоненты с ним связаны:
Удобство отслеживания состояния услуг и для анализа влияния сбоев и изменений можно помечать в таблице компоненты и услуги, которые подвержены сбою или изменению в настоящее время:
Ключевым преимуществом такого способа визуализации, на мой взгляд, становится компактность представления большого объема данных.
В известных мне инструментах автоматизации ITSM такого не видел. А вы?
В телекоме понятие сервис как раз и является объектом группирующим набор ресурсов, задействованных для оказания некоторой услуги(продукт) конкретному абоненту. Процесс определения списка таких ресурсов называется декомпозицией. Хранится все в реляционной БД (лучше, конечно, было бы nosql с гиперссылками, но что есть, то есть). Визуализируется в окошках специализированных приложений