Возможно ли, зная количество пользователей информационных технологий в той или иной компании, оценить среднее количество инцидентов в единицу времени?
У этого вопроса есть вполне прикладное значение:
- либо прогноз потока, чтобы, например, оценить количество инцидентов при организации процесса управления инцидентами;
- либо анализ потока, чтобы, например, определить ориентиры по повышению доступности за счёт сокращения текущего (известного) количества инцидентов.
Конечно, количество инцидентов существенно зависит от размера компании, а также от используемых информационных технологий. Диапазон широк – в моей практике были цифры от двух-трех десятков до тысяч инцидентов в день. Где же взять ориентир?
На этот счет есть некоторые цифры в виде метрики, которая традиционно называется Incident Rate. Она измеряет количество инцидентов, поступивших от пользователей, в месяц в расчете на одного пользователя. Опыт показывает (и наш, и международный), что значения этой метрики колеблются в гораздо более узком диапазоне, чем в примере выше (10-1000). Согласно доступным мне аналитическим отчетам эта величина находится в диапазоне 0.3-2.0 (специально недавно обновлял свои знания на этот счет). Причем данный диапазон зависит от отрасли (например, в банках значения выше, чем в энергетике) – это следствие влияния сложности применяемых информационных технологий и частоты их изменений.
Чтобы перейти к основному вопросу, ради которого я об том пишу, уточним алгоритм расчета метрики. В числитель ставим количество обращений пользователей категории инцидент, поступивших за месяц (инфраструктурные инциденты не учитываем). Лучше брать выборку за год в разбивке по месяцам, чтобы исключить сезонность. В знаменатель – количество пользователей ИТ (лучше исключить уволенных сотрудников и различные технические учетные записи, если справочник сотрудников в Вашей ITSM-системе реплицируется из Active Directory).
Используя данный расчет, я для разных компаний получал величину 0.4-2.3. Причем и 0.4, и 2.3 – это крайние случаи. Более типичный, усредненный, диапазон – от 0.8 до 1.2 (а всего по обращениям пользователей, включая и инциденты, и сервисные запросы – от 1 до 2). Но это по нашим заказчикам. Выборку интересно увеличить. Посчитайте, сколько получается у Вас? Поделитесь, пожалуйста.
Дмитрий, я так понимаю, описанный вами алгоритм больше для внутреннего ИТ подходит. Если мы говорим про поддержку конечных пользователей (продуктовая компания), то тяжелее посчитать этот параметр, т.к. с одной стороны можно взять количество активированных лицензий за период, но туда не входят пользователи, использующие версию продукта trial, а их (не просто скачавших, а установивших и использующих) посчитать почти невозможно… Хотя метрика достаточно интересная…