Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Перечень альтернатив ITSM

Моя тренерская совесть требует очистки: есть ли альтернативы ITSM как подходу к управлению ИТ-организацией?

У меня есть друзья-коллеги в мире консалтинга, которые занимались управлением ИТ-услугами, а потом бросили, как слишком сказочную игрушку. А еще больше таких, которые про ITSM «как бы вообще не слышали».

И с теми, и с другими изложение преимуществ ITSM следует начинать с простого тезиса о том, что сочетание процессного и сервисного управления ИТ-ресурсами лучше, ч​ем любой другой подход к управлению.

"Лучше" или "хуже", значит с большей или с меньшей вероятностью приведет организацию к успеху, а под успехом понимается длительное соблюдение интересов всех стейкхолдеров такой организации.

Так вот, как в старом вопросе армянскому радио, нужно затем отвечать на встречный вопрос: "Чем?!".

Иначе говоря, как еще можно управлять ИТ-организацией, не задумываясь ни о процессах (ITIL-овских, COBIT-овских и т.п.), ни об услугах-сервисах?

Я пока наскреб только две разновидности, явно отличные от ITSM.

Первая, конечно же, иерархическое управление. Я начальник, ты – известно кто. Сверху руководитель. Он защищает всех подчиненных от бурного и непостоянного внешнего мира. Принимает входящие задачи, разделяет их на части, контролирует выполнение, собирает вместе результаты и выдает итоговое решение заявителю. Внутри команды сотрудники просто работают, занимаясь любимым делом, настраивая своих маленьких Cтивов, оттачивая свои кусочки кода до совершенства… Про преимущества и недостатки этой модели управления, думаю, все могут высказаться.

Вторая разновидность – проектное управление, когда за ресурсы отвечает не функциональный начальник, а менеджер проекта. Я о гибких методологиях разработки. Много писать смысла нет, все тоже знаете: преимущества в качестве конечного продукта, недостатки – в сложном планировании (знаменитый Максим Дорофеев много пишет по теме). Не подходит для эксплуатации (вроде бы).

А что еще, коллеги? Какие еще подходы к управлению вы бы добавили в эту классификацию? Только чур, без процессов и без сервисов!

Примечание: Мы на портале о необходимости и неизбежности много уже говорили (раз, два, три). Но вот до прямого перечисления альтернатив так и не добрались.

IT Service Management
Учебные курсы от соавторов ITIL 4

Комментариев: 10

  • Maxim Nuriev

    Что-то получилось вроде как
    Трамваи – лучшие виды транспорта для бабушек.
    А какие альтернативы?

    Ну вот может быть постоянно закрепленный водитель и кондуктор за одним трамваем.
    А могут посменно работать  и/или  заменять  на других трамваях на участках, где народ одновременно заболел/ушел в декретный/учебный и очередной отпуск.

    • Однако есть много городов, где бабушки – есть, а трамваев – нет. Как там бабушки обходятся?

      • Максим Прынков

        Ну как… Как порой бывает в бюджетных учреждениях… Может конечно нельзя считать отдельным вариантом, но есть еще и подход без управления 🙂 Он местами еще жив. Т.е. управление начинается изаканчивается на конкретном персонаже к которому прилетела задачка. И его коллеги, в т.ч. и руководитель будет просто открещиваться. Ибо в первом случае, "это может только Вася", а во втором "не Царское это дело" 🙂

        • А этот-конкретный-персонаж, видимо, будет в своей практике исполнения использовать подход "трёх гвоздей"?

          • Максим Прынков

            Что-то вроде того. Принцип "дать отлежаться" почитаем многими. И часто не безосновательно, если "персонаж" адекватно оценивает то что "прилетело".

  • Alexey Yusov

    Хотелось бы уточнить один момент. ИТ-организация это ИТ-компания (где основное бизнес это ИТ) или любая произвольная структура отвечающая за ИТ (чтоб услуги не поминать всуе 🙂 пришлось напрячься немного)

    Приходилось сталкиваться с ситуациями, когда в ИТ-организации все работает на базе ITSM, но только управленцы говорят, что никакой "ITSM они не внедряли".

    Вообще говоря, всю деятельность вообще любых организаций можно свести с трем основным видам:

    – наука и исследования;

    – производство

    – услуги.

    Где здесь место для ИТ-организаций? Думаю, что для очистки тренерской совести этого вполне достаточно!

    • Алексей, видимо, 2-й (ИТ как бизнес) и 3-й (ИТ как обеспечение бизнеса) пункты.
      И у меня вопрос по классификации: ритейлеров куда отнести?

      • Alexey Yusov

        ИТ-организации (за исключением чистых проиводителей или оборудования) работают в сфере услуг. Ритейл – 

         это фактически услуга с большим процентом самообслуживания.

        • Алексей, неплохая классификация, спасибо! Но я не о ней. Ведь в каждом из ваших направлений стили управления могут быть разными. Скажем, в области авиаперевозок всё очень близко к процессно-сервисному подходу. А  в ритейле, о котором упомянул Денис, я лично наблюдал и сервис-менеджмент и иерархическое управление. И то и другое работает успешно. Совесть-то гудит: есть ли еще что-нибудь?

          Вот выше мне сказали, что вообще противопоставление неверное. А я считаю, что вопрос в том, как распределяются производственные ресурсы.

          • Alexey Yusov

            Константин, тут  неоходимо тогда уточнить, об управлении какой конкретной деятельностью мы говорим. Или речь идет об управлении ИТ-организацией\компанией как бизнесом вообще?

            Если мы говорим о планировании производственных ресурсов и оптимизации производительности труда, то ITSM тут явно не на первых ролях и служит лишь инструментом для доставки конечной услуги (какой услуги, тоже надо понимать) клиенту.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;