Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Инциденты, проблемы и производительность

perfНаверняка вам встречалась ситуация, когда конечные пользователи недовольны производительностью приложения, а внутри ИТ происходит перекладывание ответственности за "тормоза". Ответственные за программное обеспечение обвиняют ответственных за оборудование и наоборот или говорят пользователю, что так и должно быть.
В чем сложность данной ситуации?
1. Понятие "тормозит" весьма субъективно, для одного пользователя приемлемо подождать 5 минут, для другого - 1 минута ожидания, уже вечность. Операции тоже могут быть разными.
Что делать:
Зафиксировать, что есть нормальная производительность, то есть, что значит "не тормозит". При этом измерение должно производиться в терминах максимально понятных конечным пользователям, желательно, чтобы пользователи могли самостоятельно повторить операцию и оценить скорость ее выполнения. Например, "время формирования отчета не должно превышать 5 минут".
2. Снижение производительности может наблюдаться на фоне изменения характера потребления. Например, значительное увеличение числа операций, совершаемых в ИТ-системе.
Что делать:
Зафиксировать при каких условиях потребления выполняются требования к производительности. Например, при 1000 операций в день отчет будет формироваться 5 минут, а при 10 000 уже не факт.  
3. Самое сложное — понять, в чем причина снижения производительности. Зачастую медленное выполнение операций может быть вызвано неоптимальными алгоритмами работы в прикладном ПО и не связано с оборудованием. Для того чтобы понять в чем дело, необходимо проводить всесторонний анализ. 
Что делать:
Необходимо иметь возможность оценить, что изменилось в текущей ситуации в сравнении с днями, когда все работало "как надо". Для этого необходимо периодически снимать, так называемые, "baseline" фиксирующие нагрузку на основные элементы оборудования (процессор, память, дисковая, сетевая подсистемы и т.п.) и основные характеристики потребления (количество пользователей, количество операций и т.п.) в момент выполнения операций с обычной рабочей нагрузкой и приемлемой производительностью. 
Имея под рукой такой "эталон" в ходе диагностики, есть возможность выявить элементы, поведение которых изменилось. В идеале подобная работа должна проводиться группой лиц, включающих в себя представителей групп, отвечающих за прикладное ПО, СУБД, железо и т.д. Поэтому это как раз тот случай, когда можно сказать, что здесь может помочь процесс управления проблемами, в рамках которого как раз и могут создаваться такие смешанные группы.
Дополнительным подспорьем может стать наличие системы мониторинга с хранением исторических данных по ключевым параметрам. На основании подобной информации можно не только разбираться с единичными инцидентами, но и предотвращать их, оценивая тренды и своевременно реагируя на угрозы недостатка производительности. Кроме того, исторические данные позволяют проводить параллели между событиями в жизни организации (например, вывод на рынок нового продукта, предпраздничные дни и т.п.) и нагрузкой на основные элементы.

 

«VAP: Управление поддержкой ИТ-услуг»
Концентрация знаний и опыта без натаскивания на экзамен

Комментариев: 3

  • Станислав

    Коллеги, поделитесь практиками, как организовать проактивный мониторинг времени отклика работы операций пользователя?

    Мы испольузем ручной способ — регулярный замер времени выполнения пользовательских операций по сценарию. 

     

    • Станислав, есть два пути, которыми можно идти:

      1. Использовать API приложения, если он есть.

      2. Имитировать работу пользователя специализированными средствами, которые имитируют нажатия кнопок и движения мышкой, умеют нализировать открытые окна и т.д. На практике встречался с решением подобных задач средствами AutoMate. Деталями, к сожалению, поделиться не смогу, т.к. в конфигурировании не участвовал.

    • Ruslan Ziganshin

      Станислав, если есть возможность модифицировать приложение, можно обложить операции, отдельные процедуры/функции или их части кодом, который будет фиксировать время начала и окончания выполнения соответствующего блока. Можно, конечно, дополнительно добавить еще и ссылку/идентификатор на обрабатываемы объект, если это требуется.

      Результаты таких измерений лучше всего запихивать в таблицу с целью удобства последующего их анализа. Табличка со временем будет, разумеется, распухать, поэтому можно устаревшие данные отгружать (или использовать секционирование) в другое место (дабы потом формировать тренды и наблюдать или сравнивать динамику измереяемого значения за продолжительный период).

      На полученные результаты можно навесить некий механизм (например тесты системы мониторинга), который будет анализировать измерения за некий промежуток времени и сравнивать их с допустимым и критеческим значением для наблюдаемого показателя, и если последний их достиг/превысил, уведомлять заинтересованных лиц.

      Изначально границы определяются эмпирически. если нет иной возможности. В ходе опытной эксплуатации и при внесении изменений корректируются. Так получается как раз та самая опорная (базовая) линия приложения, которую нужно анализировать совместно с базовыми линиями БД, ОС и т.д.

      Кстати, ручной способ очень хорош при для предварительной оценки влияния на производительность подготавлиемых для применения на продуктиве изменений. И для автоматизации данной группы задач можно использовать, например, HP LoadRunner или (если приложение работает над RDBMS Oracle) Oracle RealApplication Testing, STS.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • 3 стратегии, которые помогут вашей команде принять метрику потока
      Вам необходимо эффективно управлять рабочими процессами, чтобы иметь возможность постоянно предоставлять ценность своим клиентам. Именно здесь в игру вступают метрики потока. Метрики потока являются основной движущей силой оптимизации процессов.
    • Новая модель предоставления ИТ-услуг: почему вам нужно ориентироваться на продукт
      Традиционно ИТ-организации делят все предоставляемые ими услуги на три уровня: инфраструктура (инфраструктура как услуга), платформа (платформа как услуга) и приложения
    • Как DevOps-командам следует использовать метрики DORA
      С момента выхода в 2018 году книги «Accelerate: Наука о бережливом программном обеспечении и DevOps», показатели DORA, которые она представила, стали популярным
    • Лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего
      На конференциях по всяким Agile и DevOps мы часто слышим слово «unlearn» — забудьте то, что вы знали ранее! Измените свои представления о мире! Всё устроено
    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT