Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Творчество или порядок?

firewaterФридрих Ницше в своей книге про Заратустру писал «Надо носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду». Эта фраза, на мой взгляд, не только красива, но и точна – чрезмерно зарегламентированная организация оставляет творческому сотруднику слишком мало шансов на самореализацию. С другой стороны, полное отсутствие заданных правил с ростом организации ведёт к хаосу, что негативно сказывается и на качестве продукции, и на операционных затратах.

Естественно, возникает вопрос баланса. Особенно остро он встаёт не просто в процессе плавного, эволюционного роста организации (классическая история с медленно нагреваемой лягушкой), а при проведении организационных изменений – слияния / поглощения, реформирование устоявшихся процессов, смена руководства.

Конечно, из общих соображений ясно, что баланс этот определяется, в основном, тремя факторами: характером деятельности, размером организации, масштабом организационных изменений. Но есть и личностный аспект: и руководитель, и подчинённый – люди, у них свой стиль, свои знания и навыки, свой характер, в конце концов. Поэтому обсуждение этого вопроса исключительно на базе здравого смысла, a priori, довольно быстро заканчивается Кортневским «Нет, всё понятно! Но шо конкретно?»

Таким образом, как вы уже поняли, я не верю в универсальный ответ да и не нуждаюсь в нём 🙂 Но мне интересны истории из жизни. Как вы решали подобный вопрос в своей практике? Как вы оцениваете полученные результаты? Какие уроки вы извлеки для себя на будущее?

Профессиональные деловые игры
для ИТ-департаментов и ИТ-компаний

Комментариев: 5

  • Адрей

    "… чрезмерно зарегламентированная организация оставляет творческому сотруднику слишком мало шансов на самореализацию."

    А как вы себе видите самореализацию сотрудника на конвеере? А ведь IT operations – это конвеер по производству/предоставлению ИТ услуг. И чем четче и строже регламенты(выше технологичность производства), тем больше вероятность того, что ИТ услуги будут предоставлены в надлежащем объеме и с надлежащим качеством. А для творческой самореализации есть  SCI, равно как на конвеере есть ( должен быть:))  ) процесс работы с рацпредложениями.

    • А как вы себе видите самореализацию сотрудника на конвеере? А ведь IT operations — это конвеер по производству/предоставлению ИТ услуг.

      Во-первых, даже если согласиться с этим утверждением, работа ИТ-специалистов не сводится только к IT Operations. Выявление и диагностика проблем, проектирование систем и решений, совершенствование процессов, построение отношений с заказчиками ИТ-услуг, наконец, управление (в ИТ-организациях есть руководители?) – всё это виды деятельности, предполагающие творческий подход.

      Во-вторых, я склонен полагать, что творческий подход не есть только атрибут работы. Скорее, это связано с позицией человека. Самые простые (на взгляд некоторых людей) работы могут выпоняться с творческим отношением. Очень увлекательный и вполне убедительный контент на эту тему есть, например, в книге "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!". Могу с уверенностью рекомендовать.

      В-третьих, заданный мной вопрос не обязательно относится только к "чистым" ИТ-организациям. Вот, например, Cleverics – разработка продуктов, консалтинговые услуги. Для нас этот вопрос весьма актуален, особенно теперь, после объединения (http://www.realitsm.ru/2015/07/obedinilis-dve-silnejshie-komandy-v-oblasti-itsm/). А вопрос не праздный – как показывает практика, он может существенно влиять на мотивацию персонала.

  • Андрей Дедух

    Тут очень многое зависит от руководителя. Как показывает практика, сколь угодно творческий подчиненный при зажатом, полностью работающем по регламентам руководителе со временем: или перестанет пытаться что-то изменить и начнет подстраиваться, или уволится. 

    Регламенты должны определять грани дозволенного при выполнении текущих задач, но должен существовать механизм (тот же, уже упомянутый, CSI), который позволит менять эти рамки или по крайней мере запускать какое-то обсуждение по этому поводу. 

  • Евгений

    По моей практике лучшим вариантом получаются (у нас в России) все же не сильно в конец зарегламентированные отношения и процессы.

    При большей наглости бизнеса (точнее его конкретных представителей, с которыми приходится иметь дело), когда уже границы ответственности начинают двигать – тогда все переходит в "лучшие мировые практики" – и разговора "по понятиям" уже не происходит.

    Если ИТшники начинают не своим интересным делом заниматься (по словам чувствуется мотивация, да?), а саботажничать или лениться – то опять появляются КПП, процессы по стандартам и т.д.

    Но действительно не только прорывные, но и отличные результаты, эффективные действия, хороший климат и ВЗАИМОотношения с бизнесом рождаются тогда, когда люди ищут ОБЩЕЕ решение с учетом интересов и проблем каждой стороны. А это – все же в жизни не формализуешь, это как раз и есть творчество.

  • Корякин Алексей

    Творчество возможно и необходимо, например программисту, на этапе работы с кодом.  Но когда программа сдана, она превращается в работающий процесс и, в идеальном случае, не должна допускать никакого творчества (ибо сломается).

    А в повседневной рутине нужно выполнять регламенты, над которыми кто-то уже корпел до тебя. И если они не нравятся, то творчески разработать свои. 

    Резюме: регламент – закон. Творчество может и должно быть сверх регламента, а не вместо…


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM