Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Статистика экзаменов ITIL и PRINCE2

Время от времени AXELOS, который "we own ITIL" (C), публикует статистику количества принятых экзаменов в разбивке по регионам. Примерно также, время от времени, только реже, я анализирую представленные цифры – по роду деятельности мне важно понимать куда это всё идёт с точки зрения сертификации специалистов. Готов поделиться очередными наблюдениями и находками.

Посмотрим на общее количество принятых экзаменов:

itil_and_prince2_stats_1

Видно, что число экзаменов уже более двух лет держится примерно на одном и том же уровне. Да, в области ITIL колебания выше, чем в PRINCE2, но в целом всё довольно стабильно. Я бы ожидал роста, так как число "обращённых в веру" вроде бы должно увеличиваться, однако нет – статистика никакого роста не показывает. Как не показывает и снижения.

Соотношение между ITIL и PRINCE2 в мире также остаётся стабильным: экзаменов по управлению проектами принимается примерно вдвое меньше, чем по управлению ИТ-услугами.

А что это за интересные пики в четвёртых кварталах? Посмотрим подробнее:

itil_and_prince2_stats_2

Похоже, это старушка Европа вносит колебания. Видимо, практика освоения бюджетов под конец года (а также отпусков в июле-августе) есть не только в России. Кстати, а что с нашей родиной?

К сожалению, в данных, предоставляемых AXELOS, нет разбивки по отдельным странам. Но ничто не мешает сделать оценку – я ведь знаю сколько экзаменов принимает Cleverics, и примерно представляю нашу долю рынка. Картина получается наглядно-неутешительной:

itil_and_prince2_stats_3

Нет, это не нули, это просто очень маленькие числа. Наша доля от Европы – на уровне 0,5%; про долю в мире даже говорить не буду. На это, разумеется, можно смотреть по-разному. С одной стороны: ужас, отстали, не догоняем, балалайка-лапти-водка. С другой – у нас отличные перспективы, есть куда расти, да ещё и с такой низкой базы. Время рассудит.

А что же с отдельными экзаменами? Здесь снова статистика AXELOS нам не поможет, зато можно посмотреть на данные Cleverics.

Вот, к примеру, доля ITIL Foundation от всех принимаемых нами экзаменов:

itil_and_prince2_stats_4

Не сильно уступая в абсолютных значениях, два года подряд базовый экзамен по ITIL отдаёт часть своей доли. Кому же?

itil_and_prince2_stats_5

Разработанный нами недавно учебный курс по управлению проектами уже захватил 10% от всех принимаемых нами же экзаменов. Посмотрим, что будет дальше.

Было бы очень интересно оценить отношение числа принимаемых экзаменов к населению, но здесь потребуются дополнительные исходные данные. Никто не знает, где можно найти информацию о количестве ИТ-специалистов и ИТ-руководителей в России, в Европе и в мире?

 

Комментариев: 6

  • Stanislav

    Интересная статистика! – есть над чем подумать…)

  • Nargiza Suleymanova

    И мне давно интересна статистика именно по странам. Не теряю надежды найти в родной стране хоть кого-то с сертификацией. В прошлом году по данным EXIN я все еще была "один в поле". Но может есть кто-то, сдававший экзамены через другого провайдера, а я и не знаю…

  • Дмитрий Файрушин

    Наргиза простите, к конкретно? ITIL master?)

    • ITIL Master, не меньше.

      Не откажу себе в удовольствии процитировать книгу ИТ Скептика "Введение в реальный ITSM":

      —–

      1.12    Уровни квалификации

      Предлагаемая схема квалификационной сертификации Real ITSM включает четыре уровня:
      •    база (другое название – чистилище)
      •    толкователь («на самом деле Real ITSM – это…»)
      •    эксперт
      •    реальный эксперт

      За небольшую доплату успешно сдавшие экзамен получат сертификат, отпечатанный на первоклассной бумаге, а также цветной значок. Цвет значков будет меняться по принципу ротации каждые пять лет.

      Сдавшие «базу» немедленно награждаются сертификатами и получают подтвержденное право участвовать в важных семинарах и совещаниях у себя в организациях и высокопрофессионально проводить такое же обучение для других.

      По мере того, как кандидаты проходят каждый из модулей уровня «толкователь», они могут рассчитывать на проектирование процессов, управление командами и, как предполагает название, интерпретацию мудрости Real ITSM в соответствии с предпочтениями собственной организации, а также основываясь на своих предрассудках, склонностях и прихотях.

      По достижении статуса «эксперта» кандидат магически превращается в эксперта, способного давать стратегические рекомендации корпорациям и планировать многомиллионные ITSM-проекты, а также вести такого рода проекты к верному успешному завершению.

      Квалификационная схема для наивысшего уровня – «реального Эксперта» – пока что не согласована, и маловероятно, что когда-нибудь будет, ввиду экономической нецелесообразности попыток его достичь.

      Подняться до уровня реального эксперта на практике можно только (а) обретя бессмертие или (б) будучи одним из создателей квалифика-ционной схемы.

      Примечание: альтернативным образом квалификацию могут подтвердить те, кто обладает большим практическим опытом в области Real ITSM. За небольшую плату они могут получить сертификат без очереди. Мы ценим наших ветеранов.

      —–

       

      • Nargiza Suleymanova

        Олег, эка вы про мастера загнули 😉

        В наших далеких теплых краях, на благословенной земле Узбекистана пока никак не заколосятся специалисты по управлению ИТ-услугами. Даже foundation ни у кого нет из моих коллег/знакомых, а уж знакомых у меня – почти все ИТ-сообщество республики. Зато уже все бойко расшифровывают аббревиатуры ITIL и ITSM, и знают чего-то про процессы. Моим коллегам "повезло" больше, им приходится со всем этим жить 🙂

  • Дмитрий Файрушин

    Ах мы жалкие черви (с) )))


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM