На прошлой неделе летал в Нидерландию, к любимым партнёрам в GamingWorks. Проходил тренинг для тренеров по новой игре "Проект Феникс".
Не претендуя на путевые заметки, готов поделиться наблюдениями. Поездка оказалась в высшей степени полезной и воодушевляющей.
Про тренинг
Первый раз Пол и Ян нас учили году в 2005 или 2006 – тогда это было про игру "Apollo 13". Помню, как помимо стандартной программы мы их мучали бесконечным количеством вопросов: голландцы терпеливо отвечали, разъясняли, показывали. С тех пор и они провели не один десяток сессий ТТТ, и мы освоили не одну деловую игру. Тем не менее, именно обучением Ян владеет виртуозно. За два полных дня мы досконально разобрали и механику игры, и основные дидактические приёмы, и дополнительные возможные дискуссии, и секреты проведения по опыту первых игр… Очень серьёзная прокачка, при том из первых рук, от разработчика игры.
Собственно, обучение в этот раз было построено так: мы получили вводную лекцию, затем отыграли первый раунд так, как будто мы рядовые участники. После чего полностью разобрали весь этот раунд до мельчайших подробностей. Повторили процедуру для следующих раундов. Я находился, если можно так выразиться, в несколько привилегированном положении по отношению к другим участникам – они видели карточки и материалы игры впервые в жизни. Мне же повезло в конце прошлого года выполнить перевод игры на русский, поэтому что-то я уже знал (или думал, что знал).
К слову, на тренинге было восемь участников, представлявших Голландию, Данию, Австрию и Россию.
На фото: даже часы на стене в офисе GamingWorks напоминают о плотных, дружеских связях наших стран.
Про игру
Конечно, я к поездке готовился. Конечно, знал все карточки и читал материалы. Плюс сдал экзамен по этому самому DevOps. Да, ещё внимательно слушал развёрнутые отзывы тех, кто в игру уже играл.
Всё оказалось ещё лучше, чем я предполагал. Нет, в целом игрушка такая же, как и другие симуляции той же компании: раунды, роли, ограничения, KPI, ресурсы, встроенные сложности, необходимость работать командой… Но что меня, собственно, поразило, так это глубина проработки исходной области, DevOps.
Не секрет, что в настоящий момент мало кто может дать определение этому явлению. Десять опрошенных экспертов расскажут вам про десять в целом разных вещей. Недавно случилось большое счастье, вышла знаковая и долгожданная книжка "DevOps Handbook", теперь-то станет проще. Но даже при том, что игру "Проект Феникс" разрабатывали за год до выхода этой книги, все ключевые идеи, все основные техники – это всё в игре есть. Всё можно увидеть, потрогать, попробовать, обсудить, поспорить.
Уже по дороге домой я составил по памяти список того, что в игре нашлось. Вот что получилось:
- системный подход и поток (Systems Thinking and Flow)
- ограничение задач в работе (Work in Progress Limit)
- одна задача в единицу времени (One-Piece Flow)
- визуализация задач, Kanban
- быстрое устранение препятствий — Andon, Stand-Up Meetings
- поток создания ценности (Value Stream)
- минимальный рабочий продукт (Minimum Viable Product)
- вытягивающая система (Pull System)
- самоуправляемая команда (Self-Managing Team)
- ранняя обратная связь (Early Feedback Loops)
- сдвиг влево (Left Shift)
- непрерывное тестирование (Continuous Testing)
- определение завершения (Definition of Done)
- поиск и устранение потерь (Lean, Muda, Elimination of Waste)
- постоянное обучение и экспериментирование
- отказ от поиска крайних (Blamelessness Culture)
- непрерывное улучшение и ретроспективы
Уверен, что я что-то забыл. Но ведь уже семнадцать пунктов! Семнадцать, Карл! Не представляю как это можно обсудить в реальной игре за один день, всего за восемь часов. Будем учиться 🙂
На фото: стеклянные стены отлично подходят для этого вашего Канбана.
Про результат обучения
Первые три игры в России уже запланированы. В субботу, 25 марта, проводим корпоративную игру в Новосибирске в одном из очень прогрессивных банков. Затем 29 марта в Москве собираем открытую группу (места ещё есть!). После этого во второй половине апреля будем проводить игру для собственных сотрудников, для нашего большого Cleverics.
Просто так всё это проводить нельзя, нужно соблюсти формальности и аккредитоваться. Что и было сделано.
На фото: необходимые формальности.
Про Голландию
Странно было бы считать, что в Нидерландах есть только деловые игры. Там, конечно, встречается много чего ещё, и не только в Амстердаме.
На фото: голландские прелести.
Ох, руки прям чешутся! Играть, срочно играть!
Олег, у меня есть ощущение, что DevOps в наших реалиях, особенно игра – это отличный тимбилдинг двух противоборствующих команд – разработка и сопровождение. Это возможность показать в игровой форме проблемы и основные задачи смежного подразделения.