Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Сфера ответственности координатора релизов

Сразу уточним — в ITIL роль «Координатор релизов» не описана. Вопрос про сферу ответственности возник у слушателей курса ITIL RCV при обсуждении соответствующего раздела. Почему такой вопрос возник, в целом понятно. По аналогии с процессами управления изменениями или управления инцидентами при управлении релизами напрашивается необходимость фиксации так называемой «сквозной» ответственности за релиз. То есть выделения роли, отвечающей за координацию деятельности в рамках релиза на всём протяжении его жизненного цикла — от планирования до закрытия. По аналогии с «Координатором изменений» хочется назвать её «Координатор релизов». Однако в ITIL V3 подобная роль не выделена.

Справедливости ради следует отметить, что роли «Координатор изменений», которую мы обычно описываем в регламентах, в ITIL тоже нет, а роль «Практик изменений» (Change practitioner) похожа на неё не до конца. В частности, задача по координации ему не вменяется — в перечне типовых обязанностей практика изменений упоминаются только мониторинг и проверка (reviewing) полноты и корректности выполнения работ в рамках изменения. Сама же «координация» упоминается не в разделе про роли, а в главе 4.2.5, где описаны активности, методики и техники процесса. И вменяется в обязанности некоего «change management», под которым понимается в целом процесс управления изменениями, а кто конкретно — не всегда зафиксировано чётко. В зависимости от специфики и размера организации, а также от конкретной ситуации это могут быть: менеджер процесса, практик изменений, участники CAB, ответственные за авторизацию.

При этом в отношении изменений есть следующее упоминание: если изменение является частью релиза, то его построение, тестирование и развёртывание координируются процессом управления релизами. Кто же конкретно должен заниматься координацией релизов? Давайте посмотрим на роли процесса управления релизами, как они описаны в ITIL V3, и разберёмся, за кем может быть закреплена «сквозная» ответственность. Особенно с учётом того факта, что роли процесса управления релизами по большей части «технические», о чём прямо говорится в книжке.

В разделе 6.4.8 книги Service Transition описаны следующие роли, в обязанности которых входят какие-либо виды координации:

  • Менеджер процесса — координирует ресурсы, необходимые для построения, тестирования и развёртывания каждого релиза; контролирует получение необходимой авторизации; координирует взаимодействие с другими процессами;
  • Практик развёртывания — координирует подготовку документации по релизу и проведение обучения.

Вторая из упомянутых ролей, а также все прочие роли действительно описаны, как преимущественно «технические», то есть выполняющие какие-либо работы в рамках релиза, что называется, своими руками.

Исходя из описания, можно сделать вывод, что «сквозная» ответственность за отдельные релизы вменяется менеджеру процесса. При этом мы все понимаем, что в реальности объём работы по отдельным направлениям может быть таков, что один человек окажется не в состоянии координировать релизы по всем направлениям. Если релизы по разным направлениям (разным услугам/системам) выполняются разными специалистами, то вполне правомерным видится выделение роли «Координатор релизов», которой будут частично (в рамках направления) делегированы полномочия менеджера процесса. Обязанности по координации в рамках направления будут охватывать управление ресурсами, которые выполняют роли так называемых Практиков, к которым относятся:

  • Практик пакетирования и построения релизов
  • Практик развёртывания релизов
  • Практик первичной (early life) поддержки

Интересно было бы познакомиться со спецификой распределения ответственности за координацию релизов в ваших организациях, коллеги! Будем признательны за комментарии. 

«VAP: Управление изменениями и конфигурациями в ИТ»
Концентрация знаний и опыта без натаскивания на экзамен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT