Первые упоминания о DevOps появились где-то в 2010 году. Примерно с этого момента времени энтузиасты начали активно интересоваться новой темой. Если заглянуть в Google Trends, то можно увидеть вот такой график популярности термина “DevOps” за последние 5 лет:
А вот график за последние 15 лет:
Как вы можете заметить, интерес к DevOps, стартовавший примерно в 2010 году, неуклонно рос и продолжает расти. При этом в начале 2019 года можно отметить резкий его всплеск .
Конечно, стоит учитывать, что Google Trends – это не точные данные плюс закрытый исходный код самой платформы. И интерес к DevOps, измеряемый средствами Google, не является точным отражением таких тонкостей, как экономическая важность DevOps или влияние DevOps в сообществах разработчиков.
Тем не менее, почему же DevOps сейчас популярнее, чем когда либо?
Крис Тоцци (Chris Tozzi), один из редакторов портала DevOps.com рассказывает в своей заметке о трёх возможных причинах, вызвавших подобный рост популярности DevOps. Какое-либо одно-единственное событие или фактор, отмечает Крис, не может объяснить текущий тренд. Однако, если взять несколько факторов и рассмотреть их совместное влияние, то общая картинка начинает складываться.
Одним из них является то, что DevOps, похоже, нашёл себе дорогу и пробился в основные компьютерные науки и ИТ-образование в целом. Каково точное количество университетов, которые включают в учебные планы DevOps-курсы, пока сказать сложно. Но то, что эта область начинает упоминаться в некоторых дисциплинах Computer Science и IT в части технических университов в США (в том числе и там, где преподаёт Крис) – непреложный факт. А всего несколько лет назад этого не было.
Это означает, что университеты теперь выпускают студентов, которые уже знакомы с DevOps. Они распространяют знание о DevOps как в организациях, которые еще не слышали ничего про него, так и укрепляют его там, где DevOps уже присутствует.
Еще одним фактором, является то, что рынок программных средств DevOps созрел и консолидировался. Ещё пять лет назад большинство компаний, рассуждавших о DevOps, были стартапами. Теперь многие из этих стартапов стали чрезвычайно успешными независимыми компаниями (например, Slack) или были поглощены (например, Wercker или Electric Cloud) крупными корпорациями.
Конечно, многие стартапы на ниве DevOps потерпели неудачу, прекратили существование. Но тот факт, что часть добились впечатляющих успехов, во многом способствовал дальнейшему интересу к DevOps.
И последний, но не менее важный фактор: инструментарий для DevOps зрел вместе с рынком. В 2010 году, когда в DevOps всё только-только начинались, было больше разговоров о желаемом, чем каких-либо конкретных средств для применения их на практике – например, для преодоления границ функциональных колодцев в организации. В то время удобные инструменты групповой работы ещё не стали мейнстримом. Пакеты автоматизации выпуска также были в основном ограничены предложениями PaaS, функции которых сводились в основном к автоматизации развертывания. Им не хватало возможностей комплексной интеграции, тестирования, построения и управления современными средствами формирования релизов. Многие из более продвинутых платформ были организованы стартапами, что делало их использование довольно рискованным занятием (поставщик решения мог внезапно прекратить свою деятельность).
Сегодня, напротив, есть множество зрелых, многофункциональных инструментов CI/CD на выбор, не говоря уже о коммуникационных и решениях для совместной работы, таких как Slack и GitHub. Очень легко создать набор инструментов DevOps, и для этого вам больше не нужно полагаться на новые, непроверенные на рынке решения. Данный фактор также помог сделать DevOps более популярным, чем когда-либо.
Как изменится популярность DevOps? Крис предполагает, что она будет продолжать расти, поскольку рынок и инструментарий DevOps развиваются всё больше, и DevOps как учебная дисциплина начинает появляться в основных образовательных программах.