Поговорим про агентов изменений. Тема огромная, насущная, остановимся на интересном моменте: испытательный срок ещё не закончился, а уже становится ясно какого человек калибра и какова примерно траектория дальнейшего движения. Вот давайте поговорим про эти траектории, и почему они важны.
В последнее время в профессиональных сообществах в Facebook’е значительно увеличился спрос на агентов изменений: нанимают скрам-мастеров, agile-коучей, методологов, «людей с головой и опытом», – названий много, смысл один. И можно бы было это списать на то, что на карантине (или как там этот период, который сейчас?) мы больше живём в сети, но нет – тот же по объёму поток вакансий в каналах Telegram, не больше и не меньше, чем до марта 2020-го. Всё же скорее дело в росте потребности.
И тут же наравне с постами про вакансии начали появляться записи о трудностях, которые с таким поиском связаны. Ведь найти людей, которые будут менять культуру компании, делая это достаточно настойчиво, но и предельно чутко, во благо команд, с прицелом на бизнес, в меру строя свою карьеру, всё же больше держа в уме благо работодателя, – не так-то просто. Тут должен быть какой-то такой набор качеств, что не сразу и разберёшь. Поэтому немудрено, что в сообществах бурно обсуждают: а какие это качества? А где искать? А как отбирать? И т.д. и т.п.
Обсуждая тему с коллегами в Cleverics и осмысляя опыт наших клиентов, поняла, что тут есть две темы, плотно связанные друг с другом: это – на какие качества смотреть при найме и что потом делать с этими самими агентами.
Давайте посмотрим на качества.
Итого, нам нужен человек достаточно гибкий чтобы встроиться в общий поток изменений компании, достаточно умный чтобы осознать этот поток во всех его гранях и проявлениях на ландшафте как единое целое и достаточно замотивированный чтобы проводником этого потока стать. Что тут идёт красной нитью сквозь эти характеристики? Soft skills. Да, приятно, когда человек с рынка уже знает методологии управления, не понаслышке знаком с agile-философией, потрогал её руками в ИТ и готов этим делиться. Но согласитесь, если при таком наборе знаний и опыта он закрыт к диалогу, невнимателен к конкретно нашим реалиям, не чуток к команде и декларативен, у нас логично родятся сомнения.
Ведь мы же не методологию ради методологии строим, мы строим свой бизнес, и хотим, чтобы он вышел на качественно новый уровень эффективности. Поэтому желательно start where you are, ну и далее без отрыва от реальности. То есть нам критичны широта ума, открытость, чёткость и готовность к диалогу как минимум.
И тут интересно как эти качества проявляются дальше, при входе агента изменений в компанию достаточно большого масштаба.
Если говорить обобщённо, на уровне моделей, то мы имеем три варианта развития отношений между компанией и таким специалистом: отставание специалиста от скорости изменений компании; примерно параллельное движение; и отрыв специалиста куда-то в светлые дали. Давайте рассмотрим это подробнее.
Падшая звезда
Мы были по каким-то причинам очарованы на собеседовании, а тут понимаем, что специалист «не тянет»: команде явно нужно больше, он вроде старается, нельзя упрекнуть в отсутствии прилежания, только ожидаемого результата явно нет – и кажется, не будет.
Плох ли такой специалист? Предположим, мы проверили тщательно, поэтому вариант с явным непрофессионализмом тут невозможен. То есть скорее человек не в своей тарелке: то ли сложность устройства на большом масштабе организации выбила, то ли действительность слишком непонятно далека от картинки, которая видится целевой… Какой-то дисконнект, в общем.
Что мы можем в такой ситуации сделать? Если при прочих данных этот агент изменений открыт к диалогу, готов меняться сам и воспринимать ситуацию как она есть, можно дать ему более узкое поле деятельности и конкретные одну-две цели на прокачку в рамках этого поля. Познакомив с действительностью в более упрощённом её виде и дав задание работать над небольшим количеством её аспектов, мы сможем постепенно расширять поле деятельности, «доращивая» специалиста до реалий и нужд своей организации. При условии, что это принципиально возможно, конечно.
Ведь как понять, что оно невозможно, наверное, мы знаем: помогли и так, и эдак, поменялись местами, прошли обучение, а воз и ныне там. Что ж, возможно, не в коня корм, то есть потребности компании с возможностями специалиста не совпадают.
Иногда бывает действительно сложно отделить случай «совсем невозможно» от «не вытягивает». Тут обычно помогает поискать индивидуальный подход к человеку, исходя из предположения, что он/она всё же старается. Если мы действительно пытались, но не получается, то по большому счёту, разницы между «невозможно» и «у нас не вышло» на практике никакой: оно не взлетает, конкретно в данном случае уже не суть почему. Понять на будущее что пошло не так – критично, разбираться кто тут виноват – совершенно лишнее.
Боевой товарищ
Другая история, когда новый коллега быстро вливается в среду, все уже и не помнят, что он недавно пришёл, работа идёт, если и бывают какие-то шероховатости, вместе и разрешаются. То есть агент изменений волну поймал, движется с окружением в ногу, держа руку на пульсе и тех, кого менять, и тех, кто изменениями руководит.
Тут можно бы сказать, что готовы за вас только порадоваться, и больше про этот вариант взаимодействия не говорить, но пару слов добавить всё же хочется.
В таком взаимодействии важно помнить, что даже несмотря на «ход в ногу» специалиста чтобы такое движение продолжалось, ему/ей нужно давать возможностей чуть больше, чем нужно прямо здесь и сейчас. Это важно как раз для такого свободного, кажущегося непринуждённым движения вперёд с командой: чтобы вести кого-то, нужно быть уверенным самому, а значит видеть чуть больше, чем ведомые.
Поэтому поддержка таких агентов изменений, своевременное предоставление им новых знаний и возможностей, живая коммуникация по пониманию компанией общего направления изменений – это та часть взаимной работы, которая позволит достаточно долго идти в ногу вместе.
Антипаттерн здесь: думать, что раз оно и так хорошо работает, человек тянет, то можно экстраполировать такое положение дел далеко в будущее и перестать думать о специалисте. Нет, так вы в какой-то момент разойдётесь. Все мы – люди, включая агентов изменений, всем нужен контакт и понимание, особенно в таком тонком вопросе, как работа с культурой организации.
Заряженная пружина
Наняли вы умненького специалиста, все довольны, всё здорово. Начинает человек работать и быстро становится ясно, что потенциал ещё ого-го, что даже если сам агент изменений и захочет продолжать на своей позиции находиться, то «умище-то куда девать?». То есть потенциал сотрудника надо реализовать, иначе есть вероятность, что долго это не продлится.
Какие тут варианты? Можно «догрузить» количеством: мы дали тебе одну команду, а вот тебе – пять. Как правило, людей с хорошим потенциалом такое занимает ненадолго: если я знаю, что делать с одной, сделать то же самое с пятью – это вопрос масштабирования и навыков тайм-менеджмента. Сильно интересной интеллектуальной работы в этом нет.
Куда продуктивнее и более долгосрочным будет сотрудничество с таким специалистом в ключе качественного развития. Это – либо разные по особенностям команды / участки организации, либо догрузка другого рода деятельностью (консультации коллег, работа над общим для агентов методологическим аппаратом и базой знаний и т.п.). Тут уже рождается взаимовыгодное и взаимонасыщающее сотрудничество.
Ведь альтернативы – просто наблюдать со стороны, либо пытаться осадить специалиста до изначально выделенных для него рамок, – достаточно быстро приводят к тому, что, подкопив этот свой потенциал, продолжая развиваться где-то на стороне, такой человек на этой свой восходящей спирали просто из организации вылетит эдаким Гагариным.
Совпадение траекторий
Рассмотрев эти три модели потенциальной совместной работы с агентом изменений, мы уже можем точнее ответить себе на вопрос какими качествами такой специалист должен обладать, исходя из того, какая модель нам в наших реалиях а) допустима, б) не будет необоснованно дорогой.
Есть ли у нас ресурс и время совместно индивидуально работать, уделять специалистам внимание, идти шажками? То есть, по сути, мы изменяемся на не очень высокой скорости, но хотим большой запас прочности этого изменения, чтобы все более-мене успевали встроиться. Тогда главное, чтобы человек был хороший, ищем подходящие софты, может даже в начальных проявлениях, и горящие глаза. По сути, нам нужен подмастерье с высоким потенциалом.
Если мы по каким-то причинам хотим двигаться быстрее, возможно, готовы кем-то или чем-то жертвовать в угоду скорости, то первый вариант взаимодействия исключается. Тут уже важнее не просто «хорошесть» софтов в целом, а адаптивность, настойчивость, логическое мышление, грамотная речь и рабочий настрой.
Специалистов с высоким по отношению к организации потенциалом (всё ведь относительно), как мне кажется, стоит нанимать очень осознанно либо под конкретный план, либо с уже примерным представлением роста, иначе кроме бомбы замедленного действия ничего не получится.
И тут уже дальше вопрос – как это всё считывать на собеседовании и где вообще искать людей, чтобы расширить пул возможных кандидатов. Давайте обсудим это в следующий раз.
Пока же поделитесь: какие отношения с агентами изменений выстраивались у вас? Если вы – такой специалист, то какие траектории взаимоотношений с компаниями были в вашей карьере?
Расскажу свою историю, хотя у меня должность руководителя отдела, но очень откликается с тем, что написано в статье. Придя в последнюю компанию сделал практически образцовый по работе отдел техподдержки, хотя как таковая задача мне не ставилась и все делал на свое усмотрение. Пришлось менять процессы, отношение к работе, т.е. культуру отдела, к сожалению, пришлось поменять и некоторых людей, но это для их же блага было, потому что они страдали от этой работы, хотя и не осознавали этого. Как сказал один из моих прежних руководителей – Невозможно сделать идеальный департамент в неидеальной компании, хотя конечно можно, но поддержание в таком состоянии потребует слишком много усилий. Не знаю, к счастью или к сожалению, но компания достаточно консервативная и применения моих навыков больше особо не требуется, но блокирующим от ухода фактором стало повышение компенсации до уровня, который я не смогу найти в другой компании. Поэтому продолжаю руководить отделом и параллельно заниматься другими интересными мне вещами. И продолжаю надеяться, что компания начнет меняться и мне станет интересна и основная работа. В ходе прочтения статьи подумал, может действительно пойти дальше, надо обдумать это…