Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Checklist: управление изменениями

Нас довольно часто просят дать какой-нибудь “чек-лист” по самым разным случаям. Некоторое их количество уже есть на нашем портале. Предлагаю вашему вниманию авторский чек-лист по управлению изменениями (поддержке изменений). При его составлении я опирался одновременно на хорошие практики и на своё их понимание. В итоге данный чек-лист содержит ключевые, на мой взгляд, компоненты практики поддержки изменений, которые необходимо продумать, описать и смысл которых донести до исполнителей.

#1. Отправная точка: единый процесс и модели изменений

Единый процесс задаёт общие рамки, а модели изменений предоставляют существенную гибкость. То есть мы изначально исходим из того, что изменения будут разные. И не пытаемся всю специфику засунуть в общий для всех процесс. Потому что общий процесс не содержит никакой специфики. Он только описывает базовые задачи, которые решаются в отношении каждого изменения. Специфика выполнения упомянутых базовых задач выносится на уровень модели.

#2. Сквозная ответственность

Нужно определить ответственных (очень ответственных), которые будут, что называется, вести изменения определённой модели (или моделей). По жизненному циклу. От начала до конца. Их часто называют координаторами изменений. В зависимости от принципов выделения услуг и других факторов определение координаторов может быть как простой, так и не очень простой задачей. 

#3. Базовая “начинка” моделей изменений

Здесь нужно для возможных изменений, которые требуют особого порядка обработки (то есть отдельной модели), прописать детали, в частности:

2.1. ограничения, касающиеся возможных инициаторов – кто может регистрировать такие изменения

2.2. требования к информации на входе – какие сведения должен предоставить инициатор

2.3. правила оценки рисков – как оцениваются вероятность, влияние и итоговый рейтинг риска изменения

2.4. правила авторизации с учётом результатов оценки рисков – кто и как авторизует изменение

2.5. требования к планированию – кто, где и как выполняет планирование изменения;

2.6. правила реализации – то есть плюс-минус детальное/общее описание того, что происходит на этапе реализации изменения

2.7. критерии и порядок проведения оценки после внедрения – отсрочка, состав участников, критерии успешности

2.8. процедуру формального закрытия – кто, в какой момент и как выполняет формальную фиксацию изменения, как закрытого.

#4. Сладкое: о чём ещё полезно подумать

Приведённые ниже задачи я вынес в отдельный пункт, потому что они не во всех случаях применимы.

3.1. стандартизация – помогает быстрее выполнять изменения с низким риском; отдельная обширная тема; опять же предполагает использование моделей, в данном случае для стандартизованных изменений

3.2. автоматизация – применение конвейеров (CI/CD); если вы используете конвейер, модель должна это учитывать

3.3. порядок взаимодействия с внешними поставщиками – если таковые участвуют в обработке/реализации изменений конкретных моделей

3.4. требования к компетенциям сотрудников, участвующих в обработке/реализации изменений конкретных моделей – полезно, чтобы более эффективно распределять ресурсы

Буду признателен за комментарии, которые помогут данный чек-лист улучшить. А более подробно про перечисленные выше задачи можно узнать здесь.

«VAP: Управление изменениями и конфигурациями в ИТ»
Повысить долю успешных изменений, снизить риски, знать всё про конфигурации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;