Иногда на наших семинарах по цифровым трансформациям, продуктовым подходам и прочему DevOps Foundation мы с группой делаем упражнение: “Найдите среди предлагаемых утверждений ложные, обоснуйте своё мнение”. Среди утверждений можно разместить, например, такие:
- Простаивающий ресурс – это потери для бизнеса
- Лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего
- Чем раньше начнём, тем раньше закончим
- …
Интересные утверждения, у нас их заготовлено полтора десятка. С некоторыми участники разбираются проще, иные даются тяжелее. Очень полезное упражнение, каждый раз приводящее к открытиям и заставляющее задуматься.
Пример из практики
Вот и на прошлой неделе на корпоративном семинаре группа участников выполняла такое задание. Почти все из 13 человек согласились, что “Лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего” – занятие вредное. И даже можно обосновать почему именно.
Та же группа уже на этой неделе почти в полном составе участвовала в деловой игре “Проект Феникс – DevOps на практике“. Уже на первом раунде из четырёх возникло действо, которое можно озаглавить так: “давайте делать апгрейды нашей ИТ-инфраструктуры впрок – наверняка потом пригодится”. На втором раунде оно было дополнено следующим: “Простаиваешь? Возьмись за новую задачу!”. Но как же так? На рефлексии после второго раунда мы коротко обсудили происходящее и отметили, что ровно то, что было признано вредным “в теории”, группа совершенно естественно и не задумываясь делает “на практике”.
В чём проблема?
Мне кажется, существенная часть проблемы состоит в том, что это не просто утверждение – это убеждение. Оно сидит глубоко, мы его не осознаём. Мы из него исходим, оно влияет на принимаемые нами решения и на наши действия. Даже если мы на минуту остановимся и задумаемся – правда ли нужны эти апгрейды? – мы, скорее всего, быстро придём к ответу – конечно! Вовсе не потому, что мы знаем к каким будущим запросам бизнеса мы с помощью апгрейдов подготовимся (на самом деле не знаем). И не потому, что простаивающий ресурс отнимут (не отнимут). А потому, что мы заранее знаем “правильный” ответ. В этом и состоит сила убеждений – действуя глубоко изнутри, они подталкивают нас в определённую сторону, и мы уже сами можем затем придумать объяснение, почему эта сторона правильная. Хотелось бы, чтобы наши решения были на 100% рациональными, но нет. Известное дело.
Убеждение, о котором идёт речь, по-взрослому именуется Action Bias: склонность к реагированию и действию, даже если это не приведёт к положительным результатам.
Почему это плохо?
Во-первых, мы часто исходим из неполной или недостоверной информации, находимся в условиях неопределённости. То есть результат действий может не пригодиться совсем, либо его придётся переделывать. При этом задумываться о том, какой результат действительно нужен, какой информации не хватает, нам ни к чему – нужно действовать!
Во-вторых, очень часто результат создаётся совместно, коллективом. Это особенно характерно для ИТ-деятельности. Если мы будем просто действовать, то перепроизводство на одном участке повлечёт заторы и замедление на последующих участках. Нехорошо.
В-третьих, если нам вдруг стало нечего делать, и поэтому нам нужно срочно делать хоть что-то, мы игнорируем довольно явный сигнал: простой на данном участке часто является признаком сбоя рабочего процесса на предыдущих участках. Вместо «делать хоть что-то» лучше попробовать понять, почему стало нечего делать.
Далее, «делать хоть что-то» создаёт иллюзию загрузки ресурсов полезной работой. Все заняты, все загружены – вот же, создаём ценность! Нет, это может оказаться лишь иллюзией.
В противовес перечисленным выше пунктам стоит сделать оговорку. Похоже, единственное исключение, когда хорошо делать хоть что-то, чем стоять на месте – ситуация полной неопределённости, в которой нужно искать выход, решение, дорогу. Такое тоже бывает, но часто ли?
Итого, можно сформулировать следующий контртезис: нужно делать то, что нужно, а что не нужно, то делать не нужно. А вот Action Bias нас постоянно сбивает.
Будем же стараться помнить о нём и не попадать в ловушку.
Очень созвучно известной проблеме.
“Что нужно делать в непонятных ситуациях ? – Думать!” Все это знают.
Что мы делаем в большинстве случаев, сталкиваясь с непонятной ситуацией? – Делаем привычное 🙂
Это оно же? Зачем расширять контекст, усложнять/менять задачу?! Продолжаем! (“Некогда точить. Пилить надо”)
Возможно, этот самый bias – всего лишь естественная попытка защититься о боли. Ведь думать “больно” (поэтому лучше уж как-нибудь без этого).
Или это что-то другое?