В конце прошлого года нас накрыла волна запросов на деловые игры. Обычно мы проводим несколько десятков игр в год, и они более-менее равномерно распределены по месяцам. Однако в 2015-м случилась очередная аномалия, и запросов под конец года стало слишком много. К счастью, в году наступившем они не прекратились, и та самая волна пока не схлынула.
Проводить бизнес-симуляции любят многие тренеры; я не являюсь исключением. Как правило, я привлекаюсь к проведению учебных курсов и игр довольно редко – ежедневная загрузка не позволяет выделять достаточно времени. Но большое число запросов на игры стало для меня превосходным оправданием: это же производственная необходимость! В таких условиях приходится расчищать календарь и изыскивать возможности, не говоря уже о внутренних резервах.
Мы приближаемся к основной мысли, следите за ходом изложения.
Каждая деловая игра – отличная возможность для ведущего чему-нибудь научиться, что-то новое узнать, в чём-то потренироваться, уйти с новыми наблюдениями и новым багажом. Участники, конечно, думают, что это они получают бесценный опыт. Но не только – тренер учится вместе с ними и не меньше их. Вспоминая недавно проведённые, скажем, пять игр (а это, на минутку, наблюдение за 60+ участниками), я могу выделить самую распространённую и, наверное, самую главную ошибку руководителя. Того парня или той девушки, который/которая попался/попалась на менеджерскую роль в одной из игр.
Главная проблема менеджера заключается в том, что он редко когда является менеджером.
Хорошим специалистом, активным участником, заинтересованным в результате игроком, локальным авторитетом – сколько угодно. Но не менеджером. В чём же состоит ключевое отличие? Секрет давно известен: в том, что руководитель должен достичь цели и решить поставленные задачи чужими руками. Это, конечно, очень ярко видно в деловых играх. Судите сами:
- роль руководителя в каждой из них есть, и не одна;
- выиграть или хотя бы добиться значимого результата за счёт усилий одного человека ни в одной из них невозможно.
Наблюдать за работой игроков, особенно руководителей, крайне любопытно. Вот, к примеру, один из них, ИТ-руководитель в игре "Grab@Pizza" (отвечает за довольно большой коллектив): читает материалы уже двадцать минут, пытаясь полностью и досконально разобраться в сценарии, событиях, предсказать будущее. Не выйдет. Даже ведущий не всегда заранее знает, как и куда он "повернёт" игру. Притом, что довольно часто в реальной жизни менеджеры работают в условиях неопределённости, нехватки информации, неполной картины.
Вот второй пример: назначенный менеджер инцидентов в "Apollo 13" самоотверженно вступил в роль, а заодно принял ряд ключевых решений: все инциденты должны проходить через него, он должен быть в курсе всего происходящего и выставлять приоритеты, заодно будет все инциденты регистрировать на флип-чарте. Жизнеспособность данной схемы обычно становится ясной во время второго раунда.
Вот третий, менеджер проекта в "The Challenge of Egypt". Большую часть времени он проводит на стройплощадке, командуя рабочими и определяя куда именно класть очередной привезённый камень для пирамиды. Не беда, что никто не может сказать сколько потрачено денег из бюджета проекта и успеваем ли мы всё сделать в срок. Когда будут проблемы с бюджетом – менеджер рьяно возьмётся за этот участок. Потом за календарь. Потом за риски. Потом за подрядчиков. Потом…
На контрасте с этими примерами намного интереснее наблюдать за талантливыми ребятами, у которых получается управлять. К счастью, такие попадаются достаточно регулярно. Что же они делают такого, что их команда добивается лучших результатов? Очень просто: они не стремятся выполнять, они стараются организовывать. В этом месте необходимо дать пояснения касательно слова "организовывать".
Это можно делать по-разному. Например, путём доведения до сведения "подчинённых" ценной информации о том, как именно им следует выполнять свою работу. Яркие примеры из разных наших игр:
- "Сейчас я вам расскажу, как будет устроен наш процесс управления инцидентами, записывайте…", – сообщает менеджер инцидентов в "Apollo 13".
- "Рисками вы будете управлять так:..", – говорит команде менеджер проекта в "Египте".
- "Вы там в ИТ совершенно не умеете управлять изменениями, вот как надо это делать:…", – делится инсайтом бизнес-руководитель в "Пицце".
Это, конечно, уже ближе к руководству, но, похоже, не самый эффективный способ. Некоторые поступают иначе: объясняют команде зачем что-то нужно сделать, какой требуется результат, чем хороший отличается от плохого и почему, исправление какого из выявленных недостатков важнее других и почему, и так далее. И не только объясняют, но и добиваются, чтобы работа участников изменилась. При этом они сами (каждый на своём участке или коллективно) определили как именно добиться улучшений, как устроить работу и взаимодействие, какие орг.изменения реализовать и как.
Ещё немного, и мы снова напомним друг другу четыре классических функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Я очень рассчитываю в 2016-м провести несколько десятков деловых игр. Не менее сильно я надеюсь встретиться с сильными управленцами, глядя на работу которых я снова чему-то научусь. Тем же, кто только готовится, я могу рассказать с чего именно, по моим наблюдениям, начинают грамотные руководители. На случай, если мы с вами встретимся на деловой игре.
Не могу, разумеется, утверждать достоверно, но мне кажется, что перво-наперво в своей голове "настоящие руководители" делают два упражнения.
Во-первых, анализируя игровую ситуацию, в которую они попали, они выделяют разные направления ответственности и определяют конкретных участников для каждого из таких направлений. Во-вторых, они пытаются определить приоритеты хотя бы на короткую перспективу: что важно именно сейчас, что нельзя не сделать. Затем по итогам этих упражнений им становится понятно с кем, о чём и когда нужно поговорить, как начать работу, с кого что спрашивать, кому чем помочь. И если игровой сценарий не захватит их с головой, если у них получится продолжать смотреть на картину сверху, то результат команды будет потрясающим.
Удачи в руководстве и в деловых играх!
Хорошая статья, очень жизненные выводы. Пришел к практически таким же (смотреть на все сверху, не сваливаться в микро-менеджмент). Но может есть практические советы, как перейти от состояния "погружение в детали" к "вижу все сверху"? Вроде все знаешь, но периодически находишь себя в куче каких-то деталей, которые можно смело делегировать