Оригинальная заметка Why isn’t DevOps Delivering the Anticipated Benefits?
Во время конференции Gartner, посвященной инфраструктуре и эксплуатации (I&O), Директор по исследованиям Gartner Ян Хэд (Ian Head) опубликовал следующий твит:
По данным Европейского отделения #GartnerIOM, 90% специалистов считают, что #DevOps не оправдывает их ожидания
Как отмечает автор заметки, Стивен Манн, неизвестно, каким образом был рассчитан этот показатель, и насколько статистически верны данные. Может быть, всех специалистов, переживающих по поводу своих неудачных DevOps-проектов, собрали в одном зале и предложили проголосовать. Но то, что Ян Хэд – Директор по исследованиям Gartner, вселяет уверенность, что он не будет публиковать в твиттере что-то, в чём у него есть сомнения.
Автор считает, что аналитики Gartner всегда очень аккуратны со своими публичными высказываниями. Также нужно принимать во внимание, кто именно участвовал в исследовании – если это были обычные специалисты, а не DevOps-разработчики, тогда, возможно, они просто слишком далеки от DevOps, чтобы оценить всю его полезность. И, конечно же, нельзя забывать о тех десяти процентах, которые все-таки получают от DevOps ожидаемые результаты. Видимо, это именно те люди, которые подходят к процессу правильно.
“Главный вопрос – почему?”
Ответ Стивена Манна на твит Яна Хэда был
Возможно, всему виной классическая комбинация переоценки, недопонимания и изменения технологий вместо изменения людей?
И вот, что он имел в виду:
- Переоценка – к сожалению, многие ИТ-специалисты, относятся с чрезмерным доверием к раскрученным новым технологиям. Люди имеют обыкновение переоценивать или формировать неверное представление о чем угодно – о консалтинге, технологиях, даже названия должностей искажают до смешного, как например «инженер DevOps», так востребованный сегодня кадровыми агентствами.
- Недопонимание – вне зависимости от того, насколько хорошо сформулированы новые идеи, люди слышат и понимают только то, что хотят. Автор готов держать пари и заложить свой дом, утверждая, что термин DevOps означает совершенно разные вещи для разных людей. Но то же самое относится и к ITIL® –своду лучших практик в области управления IT услугами (ITSM), существующему с 1989 году.
- Изменение технологий вместо изменения людей – большинство экспертов в области DevOps, с которыми автору довелось общаться, считают DevOps чем-то сродни гибкому подходу к разработке ИТ-услуг. Но как много профессионалов будет инвестировать в излишне разрекламированную и возможно не слишком прибыльную технологию, просто ради того, чтобы заявить о том, что они применяют DevOps? К сожалению, это повод для еще одного пари.
Проблемы с внедрением… у тех, кто не внедряет.
Другой взгляд на проблему заключается в том, что специалисты в ИТ-индустрии не умеют правильно преподносить информацию. В общем и целом, есть действительно внушительная история неудач, связанных с внедрением. Для примера достаточно взглянуть на то, что пытались сделать и это далось с большим трудом в области управления IT услугами (ITSM):
- Управление бизнес-услугами (BSM)
- Управление конфигурациями и базы данных конфигураций (CMDBs)
- Портал самообслуживания и каталог услуг (хотя здесь уже заметен очевидный прогресс)
- Управление уровнем услуг
- Проактивное управление проблемами
Ну и конечно, нельзя игнорировать то, что большинство ИТ-подразделений в компаниях используют примерно треть из 26 процессов, описанных в ITIL 2011. Понятно, что это очевидное использование принципа «adopt and adapt», но, тем не менее, в оставшихся двух третях процессов ITIL несомненно найдутся практики, которые принесут пользу многим ИТ-компаниям.
Итак, ITSM против DevOps.
Если только вы не находились на необитаемом острове, то наверняка уже видели или слышали подобные выражения:
- ITIL и ITSM несовместимы с DevOps
- DevOps победит ITIL
- Нужно забыть о DevOps, и вместо этого использовать NoOps, то есть вообще отказаться от ИТ-эксплуатации и ITSM
В большинстве случаев здесь идет речь о противостоянии скорости и контроля, при том, что некоторые думают, что победу может одержать только что-то одно . Но на самом деле это не взаимоисключающие подходы. Просто для DevOps потребуется серьёзное участие специалистов по ITSM.
Взаимодействие ITSM и DevOps.
Во-первых,специалисты в области управления ИТ-услугами, должны разглядеть пользу, которую может принести DevOps. Это не просто новая игрушка разработчиков приложений, с которой они развлекаются в перерывах между созданием далеких от совершенства продуктов, и от которой они в скором времени устанут. Во-вторых, нужно активно участвовать в этом процессе. Слишком часто слышим, что в DevOps очень много разработки и очень мало эксплуатации, то есть получается такой DEVops. Ну а причины, по которым ITSM -специалисты не слишком вовлечены в DevOps, заслуживают отдельной истории. В-третьих, нужно больше ясности – что все-таки относится к DevOps и что нет. А еще нужно помнить, что самое главное – это люди, их мироощущение и сотрудничество, а не покупка новейших технологий DevOps и привлечение новых сотрудников с привлекательными названиями профессий в резюме. И, наконец, необходимо делиться своим опытом в области адаптации процессов ITIL со своими коллегами – разработчиками приложений. Да, они возможно ненавидят это слово и всё, что с ним связано. Но извлечены важные уроки в том, что касается адаптации, неудачного внедрения и недостаточно высоких результатов. И эти уроки пойдут на пользу тем, кто занимается DevOps. Но уже извлеченные уроки относительно адаптации и неудачного внедрения процессов, а также достижения недостаточно высоких результатов пойдут на пользу адептам DevOps.
Резюме автора таково:
Итак, несмотря на то, что мы пока не знаем точно, почему DevOps не оправдывает надежды многих компаний, применяющих его, можно с уверенностью сказать, что ITSM-специалисты обязательно должны участвовать в этом процессе. И это участие должно быть полноценным.
Ну прямо как дети, честное слово! Это что – в первый раз? А про загогулину Gartner они слышали?(как пример http://www.gartner.com/newsroom/id/3412017). Это происходит ВСЕГДА. Сначала широкомасштабные обещания, потом сверка с действительностью, печальные выводы и уже в самом конце нормальное эволюционное развитие. OOD, CASE, языки 4-го уровня и т.д. Каждый раз обещали серебряную пулю и каждый раз оказывалось, что да, есть некая польза для определенных типов задач и при определенных условиях. Противопоставление с ITIL просто удивляет -DevOps и ITIL про РАЗНЫЕ вещи. Если применять мою любимую аналогию с нормальным производством, то DevOps – про разработку изделия, ITIL про производство(выпуск) этого изделия. Должны разработчики сотрудничать с технологами? Да, должны, это даже в социалистической экономике известно было. И все равно опять америку открывают:)