Тема для обсуждения предложена читателем нашего портала. (См. раздел "Задать вопрос").
"На портале было весьма активное обсуждение темы значения стандарта ISO20k и сертификации на соответствие ему организаций (Недооцененный стандарт ISO 20000). А хотелось бы понять еще и ценность сертификации специалистов по данному стандарту. Не могли бы вы, например, представить краткий сравнительный обзор схем сертификационных экзаменов по ITIL v.3 и ISO 20000 и свое мнение о ценности знаний необходимых для сдачи соответствующих экзаменов?"
Вопрос сложнее, чем кажется. Дело в том, что "сертификация специалистов по ISO 20000" – это на самом деле много сертификаций. Как минимум, можно говорить о трех сертификационных схемах:
- Сертификация EXIN и TuV (IT Service Management according to ISO 20000)
- Сертификация, разработанная itSMF-UK и недавно приобретенная APMG
- Сертификация BSI (и, вероятно, аналогичных сертифицирующих органов, проводящих сертификацию компаний и в качестве побочного продукта предлагающих подготовку специалистов).
Возможно, есть и еще какие-то, но мне они неизвестны.
Множественность сертификационных схем – это минус. Я уже писал об этом, и не буду здесь повторяться. Основная идея: ценность сертификата определяется не тем, в какой области он выдан, а кем. У ITIL такой проблемы нет: все экзаменационные институты используют единый стандарт материалов и требований.
Конкретно по каждому из трех вариантов можно сказать следующее:
Сертификация EXIN – удачная попытка сохранить практическую направленность профессиональных экзаменов по ITSM. Авторы построили довольно сложную систему, ориентированную на разные роли (ролевая структура – преимущество по отношению к схеме ITIL, т.к. каждый экзамен имеет четкую целевую аудиторию). Материал стандарта используется как основа, своего рода "скелет", основное же наполнение курса может быть основано на самых разных источниках, включая и ITIL. Мне как тренеру эта схема очень симпатична, т.к. позволяет разумно балансировать практическую направленность и подтверждение знаний требований и положений стандарта. Подробное сравнение этой схемы со схемой ITIL v3 можно найти здесь и здесь.
Сертификация itSMF недавно перешла во владение APMG. На сегодня на сайте APMG про нее практически ничего не написано. Судя по тому, как APMG расширяет свой сертификационный портфель, она просто ляжет рядом с сертификацией ITIL и новыми ролевыми сертификатами (на сегодня – "Change Analyst, CMDB и Service Catalogue". Желающие смогут выбирать. Впрочем, поживем – увидим.
Сертификация и обучение от BSI четыре года назад, когда я ее проходил, оставила тяжелое впечатление, и с учетом описанного выше выбора сегодня я бы ее никому не рекомендовал. (Сказанное относится к тем курсам, которые проводились в 2006 году. Сегодняшнее состояние дел мне не известно.) Тогда было три курса/сертификата:
- Введение в стандарт (двухдневный пересказ первой части)
- Внутренний аудитор ISO20000 (пересказ ISO19011 и первой части ISO20000)
- Внедрение ISO20000 ("Введение", дополненное длинной последовательностью мер по подготовке к сертификации. Где-то в середине этой последовательности был пункт "Внедрить стандарт".)
Теперь два слова о собственно ценности. Сертификация ITIL – это бренд. За то и платят. "Качество" сертификатов в новой схеме, основанной на v3, существенно ниже, чем в старой схеме, основанной на v2. Ибо свидетельствует только о том, что человек вызубрил учебник, а также о том, что у него неплохой английский.
Сертификация по ISO20000 молода и оттого ценится только теми немногими, кто нашел время для изучения этого вопроса. Но "молода" – это точно поправимо. Если стандарт будет развиваться так, как запланировано, и это развитие будет поддержано разработчиками сертификационных схем, у нее есть хорошие шансы на рынке, я думаю. Мы постараемся сделать так, чтобы шансы эти повышались, а у специалистов в России был выбор.
Роман, в схеме от BSI есть (в 2008 уже точно был) еще один курс/сертификат – Lead Auditor. Весьма интересный и полезный курс (+сертификационный экзамен), направленный на то, как проводить аудит (и внешний и внутренний) по этому (и не только этому) стандарту, на что смотреть, что спрашивать, что фиксировать и т.п.
Есть кстати стандарт, определяющий требования к организации проведения аудитов – 19011 “Руководящие указания для аудитора систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента”.