Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Что нужно помнить при покупке экзаменов ITIL

В очередной раз наблюдая неприятную ситуацию, посчитали необходимым предупредить всех.
Здесь нет ничего нового. Более того, это касается не такого уж широкого круга людей, которым необходима сертификация ITIL® (и у которых есть возможность её приобрести с учётом того, что с весны 2022 года на территории РФ и РБ экзамены ITIL не продаются).
Проблема известна давно. Она не специфична для РФ и РБ. Жалобы людей, которые стали жертвами этого «сравнительно честного способа отъема денег у населения» регулярно встречаются в соцсетях. Из разных стран. На протяжении многих лет.

Покупка экзамена (легко)

Выглядит это так. Человек по каким-либо (любым) причинам покупает экзамен напрямую на сайте PeopleCert (международный экзаменационный институт; с 2021 года правообладатель различных библиотек лучших управленческих практик, включая ITIL). Если есть техническая возможность произвести оплату на сайте PeopleCert (и есть деньги), то больше ничего не требуется.

Прохождение экзамена (преодолимо)

Точно также ничего кроме технической возможности не требуется для того, чтобы сдать купленный экзамен. Технической возможности, включая требования к помещению, в котором находится человек во время сдачи экзамена, и документа, подтверждающего личность. Разумеется, для успешного прохождения экзамена необходимы ещё и знания.

Получение сертификата (упс!)

Дальше начинается самое интересное. Человек, который успешно сдал экзамен, ожидает, что будет выпущен сертификат, подтверждающий прохождение соответствующего экзамена. А если этот экзамен был последним в наборе необходимым для получения статуса (например, ITIL Managing Professional, ITIL Strategic Leader или ITIL Practice Manager), то ещё одного сертификата – о присвоении соответствующего статуса. Чаще всего PeopleCert выпускает сертификат(ы) если не на следующий рабочий день, то через. Хотя формально берёт на эту процедуру несколько рабочих дней.
Поэтому наш персонаж, купивший экзамен напрямую, не сильно переживает в течение нескольких дней из-за того, что на почту не приходит письмо с подтверждением. А зря. Если в этот момент зайти в личный кабинет на портале PeopleCert, то можно заметить неладное – Peoplecert утверждает, что не удовлетворены требования. Когда человек начинает беспокоиться и писать в PeopleCert, чаще всего он(а) получает в ответ стандартную отписку, в которой PeopleCert предлагает для решения проблемы обратиться в… учебную организацию (Accredited Training Organization, ATO). Для того, кто проходил какое-то обучение, при этом экзамен почему-то решил купить напрямую, хотя бы приблизительно понятно, в какую сторону бежать (хотя это бесполезно). А для человека, который просто купил экзамен, самостоятельно подготовился, успешно прошёл экзамен и попал в описываемую ситуацию, это звучит бредово. Какая ещё учебная организация?!
А происходит это вот почему.

Почему так?

У большинства экзаменов ITIL (самое заметное исключение — ITIL Foundation) есть так называемые необходимые условия (prerequisites) – требования, которым необходимо удовлетворять, чтобы получить сертификат. Например, для сертификатов «Create, Deliver and Support» (CDS), «High Velocity IT» (HVIT), «Direct, Plan and Improve» (DPI), «Drive Stakeholder Value» (DSV), «Digital and IT Strategy» (DITS) эти требования выглядят так:

ITIL® Foundation Certificate in IT Service Management OR
ITIL® 4 Managing Professional Transition Certificate
Training through an Accredited Training Organisation

Т.е. требуется:

  1. наличие сертификата ITIL Foundation или Managing Professional Transition (бридж с ITILv3 на ITIL 4) и
  2. прохождение соответствующего экзамену аккредитованного курса (CDS, DPI, DSV…)

Таким образом успешно сдать экзамен недостаточно.

Более того, если бедолага обратится в ATO с просьбой продать соответствующее недостающее обучение (например, можно попробовать найти самый дешёвый онлайн-курс, но обязательно от аккредитованной организации, и, очевидно за пределами РФ и РБ), ATO c радостью это сделает. Только в цену продажи будет входить экзамен. Да-да, тот самый, что наш вымышленный кандидат уже успешно сдал. Здесь, возможно, было бы уместно процитировать последнюю строку из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина.

Что [не] делать?

В общем, мы не рекомендуем покупать экзамены ITIL (за исключением ITIL Foundation) напрямую в PeopleCert. Если вас интересует не просто факт прохождения экзамена, а сертификат, вы не решите свою задачу таким образом. Так можно получить только сертификат ITIL Foundation.

Если вам остро необходима сертификация именно ITIL, то, платя зарубежным компаниям, убедитесь в том, что приобретаете пакет «курс + экзамен».

Если вам важна проверка знаний и понимания в различных областях управления ИТ-услугами, включая основы управления услугами, то можно использовать альтернативный инструмент – Proven Practices Expert (https://edu.cleverics.ru/useful/certification-proven-practices). Никаких подводных камней. Экзамен – это экзамен. Он проверяет знание и понимание. Как получить знание и понимание, каждый выбирает сам. Мы, разумеется, рекомендуем курсы, как самый быстрый способ погрузиться в тему и разобраться в ней. Но понимаем, что этом могут быть и другие варианты – чтение (в т.ч. есть большое количество бесплатных материалов на русском языке на нашем портале), просмотр видео (в т.ч. есть большое количество записей вебинаров и коротких видеороликов на нашем youtube-канале), опыт, накапливаемый в рамках выполнения работы.

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM