В прошлую пятницу проводил игру Apollo-13. Как обычно, было интересно: это был корпоратив, поэтому все участники – из одной компании, однако никакого единства в команде не было. Если я правильно понимаю, в ходе реорганизации объединились несколько подразделений, плюс добавилось много "новичков", чему не очень рады "старички". Но сейчас не об этом…
Традиционно в ходе игры делаешь множество наблюдений. В этот раз хочу поделиться вот каким:
даже в условиях, скажем так, неэффективной ИТ-организации, первая линия может "вытянуть" качество предоставляемых ИТ-услуг и не уронить субъективную оценку пользователей об этом качестве.
Пример: представим себе первую линию поддержки из двух с половиной человек (два – full time и отделены от других задач, плюс один менеджер инцидентов им в помощь, если будет нужно); за первой линией находится вторая из пяти человек (четыре специалиста по направлениям и один их функциональный руководитель); за второй – третья, человек, взаимодействующий с поставщиками, вендорами, производителями и прочей внешней, извините, компетенцией и экспертизой.
Что было в игре: первая линия принимала "заявки" и частично их решала, передавая большую часть работы дальше. Вторая линия работала как бы наполовину – два сотрудника действительно пытались найти и предоставить решение, ещё два откровенно "перекидывали бумажки", не озабочиваясь ни судьбой конкретной заявки, ни судьбой игры в целом. Третья линия существенную часть времени торговалась с поставщиком, который торговаться не хотел – в итоге время шло, а решений инцидентов не находилось.
Так как я выполнял роль "пользователя", то весь end user experience мне был очень даже виден. Так как ещё одна моя роль – ведущий игры, то наблюдать за организацией и ходом работ было также весьма интересно и полезно.
Вот что я вам скажу: первая линия смогла если уж не спасти, то точно выручить остальных участников игры. Она работала сразу по нескольким фронтам: взаимодействовала с пользователем, пытаясь успокоить; взаимодействовала с менеджером, эскалируя срочные или важные запросы; взаимодействовала со второй линией и другими специалистами, пытаясь "продвинуть" зависшие задачи и добиться решения инцидентов, решённых плохо. Ей было тяжелее всех в организации, но именно из-за её усилий игра закончилась положительно и астронавтов вернули на Землю живыми.
Мой опыт на позапрошлом месте работы полностью подтверждает эти наблюдения. То, что мы называли тогда Help Desk, позволяло "вытянуть" качество наших услуг и добиться удовлетворённости пользователей, даже несмотря на задержки в решении инцидентов и прочие "пули над головой".
Мне иногда кажется, что организация хорошей первой линии, даже без мегапроцесса управления инцидентами за её спиной, – это самое значимое изменение в ИТ-организации, дающее больше пользы, чем любое другое преобразование. Нет?
“Нет?” Да, согласен с выводом.