Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Business Agility, DevOps, ITIL, ITSM, COBIT, PRINCE2, TOGAF, Kanban...

14 лет в эфире. 3 000 записей. 10 000+ постоянных подписчиков.

 

 

Обучение
по ITIL 4, ITSM, PRINCE2
Деловые
игры
Новые экзамены
по ITSM
Реестр ESM- и ITSM-систем в России 2024

EVM на практике

Много лет назад, изучая управление проектами, я познакомился с методикой «Метод освоенного объёма» (Earned Value Management, EVM), которая определяет ключевые численные характеристики для измерения степени соответствия хода проекта его плану. Методика эта хорошо описана в литературе, в стандартах (в том же PMBoK, например), реализована в программных продуктах, связанных с управлением проектами. Я даже полагал, что используя показатели EVM, можно построить комплексную систему численной оценки исполнения проектов аналогично системе оценки процессов ITSM, представленной в нашей книге «ITSM. Руководство по измерению». Однако потом практика показала, что это не так. Традиционно комплексная система измерения проектов может быть основана на трёх ключевых показателях – качество (степень реализации…

Почему отчеты надо писать, а не только считать

В формировании отчета о работе процесса или роли в процессе должен участвовать человек. Конечно можно формировать отчет автоматически и рассылать его всем заинтересованным лицам, но тогда вы теряете одну из наиболее важных составляющих – аналитику. За менеджера, старшего группы, координатора аналитическую работу не выполнит никакая система автоматизации. Может, она и увидит негативные тренды, но точно не сделает правильные выводы и не предложит мероприятия по совершенствованию. А без них отчет будет просто набором цифр, которые каждому читающему надо будет самостоятельно анализировать и делать выводы. Не факт, что без знания деталей ситуации выводы будут сделаны правильные, соответственно, не факт, что будут предложены правильные мероприятия. На практике…

ITSM Belarus: mission accomplished

Осень – пора ITSM-конференций. Национальные отделения itSMF по всему миру проводят ежегодные встречи профессионалов. Как и планировалось, в начале октября в Минске прошла вторая конференция ITSM Belarus. В отраслевых изданиях появляются отчеты о событии. Судя по ним, все прошло хорошо: выступления были интересные, атмосфера – душевная, гости – заинтересованные.  Конференцию, как и раньше, активно поддержал itSM Форум России. От имени Форума выступил его председатель, Сергей Гузик. Свежие номера Альманаха статей 2014 расходились, как горячие пирожки. Собравшая почти 200 участников из более 90 организаций, Конференция охватила широкий спектр актуальных вопросов: уровень автоматизации и зрелости внедрения ITSM проектов в процессы организации, эволюция…

Почему HR-бизнес партнёрство не работает и причём тут ITSM

Неделю назад я случайно наткнулся на заметку в ЖЖ Алексея Каптерева – известного мастера презентаций, автора мегапопулярной презентации Death by Powerpoint и книги "Мастерство презентации", тоже весьма популярной. Заметка называется "Почему HR-бизнес партнёрство не работает". Я тогда несколько обалдел от того, насколько мысли автора про место HR в бизнесе совпадают с нашими собственными размышлениями о месте в этом бизнесе ИТ-службы и сложностях партнерской составляющей сервисного подхода. Судя по числу репостов и лайков моей ссылки на статью Алексея, параллель показалась явной и важной многим, поэтому делюсь этой ссылкой и с читателями портала. Если у нас есть еще что аутсорсить — надо это…

Про постоянство постоянного улучшения

Когда в обсуждениях затрагивается тема постоянного совершенствования, то в них нередки вопросы вида: "ну а что делать тогда, когда всё уже и так будет улучшено?", "куда улучшаться дальше?", "где брать ещё инициативы для проработки и улучшения" – в общем, об устройстве прекрасной жизни "после". Давайте заглянем в известную нам библиотеку. В книге ITIL про постоянное улучшение в предисловии сказано (подчёркивание моё): One of the cornerstones of the ITIL service lifecycle is that we should always strive to improve, as to do otherwise leads to standing still, potentially followed by stagnation and ultimately death. То есть констатируется, что искать возможности для улучшений, стремиться к улучшению надо…

План совершенствования и теория ограничений

Продолжая тему грядущей конференции itSMF Эстонии, которая состоится второго декабря в Таллине, хочется отдельно рассказать о мастер-классах – они пройдут за день до официального старта события, первого декабря. В качестве одного из ведущих МК ожидается Kevin Behr, которого вы можете знать как соавтора книги "Проект Феникс" (The Phoenix Project: a Novel about IT, DevOps and Helping Your Business Win). Он проведет класс на тему создания плана совершенствования на уровне системы с использованием Теории ограничений (How to create a system level improvement plan using TOC thinking tools), где всех пришедших обещают научить: Понимать, что требуется именно вашей команде, и избегать локальной оптимизации Понимать не только…

Девятая конференция itSMF Эстонии – Where every presentation is a keynote

Второго декабря в Таллинне состоится очередная, Девятая конференция itSMF Эстонии. Как и год назад, программа обещает быть интересной и очень насыщенной:  выступят уже знакомые нам по сентябрьской конференции itSMF России  Каймар Кару и Патрик Болжер, а также Пол Вилкинсон, соавтор книги «Управление ITSM-проектами от лукавого». В этом году в конференции примут участие наши коллеги – Роман Журавлёв и Дмитрий Исайченко. Они расскажут об измерении и оценке ИТ-процессов: о заинтересованных лицах и их ожиданиях, об измерении ключевых практик процессов и интерпретации результатов,  о том, как разработать систему KPI, как перейти от измерения отдельных процессов к комплексной оценке работы ИТ-службы и чего…

Детальное описание типовых ИТ-рисков от ISACA

Существует множество подходов и стандартов по управлению рисками: CRAMM, COSO ERM, ISO 27005, OCTAVE, MEHARI… Все они с большей или меньшей детализацией описывают известный цикл «определение охвата-идентификация-анализ-оценка-реагирование-контроль», с 2009 года закрепленный в стандарте ISO 31000. Кроме того, каждая методика предлагает свой способ описания (формулирования) риска. ITSM-специалистам привычен взгляд на риск, как тройку «актив-угроза-уязвимость», которого придерживаются авторы ITIL. А, например, PMBOK советует использовать конструкцию «причина-событие-последствие». ISACA еще со времен RiskIT, а теперь и в COBIT 5 for Risk предлагает использовать понятие сценария риска (Risk Scenario), которое включает в себя: источник угрозы (Actor): внутренний/внешний тип угрозы (Threat Type): злоумышленные действия, ошибка, природный катаклизм…

Пять самых используемых способов мотивации ИТ-специалистов

В прошлом октябре мы (Cleverics) в лице меня и Дмитрия Исайченко участвовали в конференции ITSM-профессионалов Беларуси. Дмитрий настолько зачётно там выступил (сразу с двумя докладами), что в этом году нас позвали снова, и мы с радостью приняли приглашение. Под шумок вместе с Дмитрием в программу мероприятия заявился и я, с темой про мотивацию персонала. Тему приняли, меня тоже. Орг.комитет конференции выделил нам места для выступления в пленарной сессии, так что ударить в грязь нельзя было не то что лицом – совсем нельзя было ударить. Размышляя, как подготовиться к докладу, я решил узнать как сейчас обстоят дела с мотивацией ИТ-сотрудников и…

Жизнь ITIL – аналитика от Google

Интересную аналитическую работу по оценке частоты запросов в Google с названиями ключевых практик и стандартов проделал Alex Lichtenberger, Оказывается, что если взять десяток ключевых названий, то "Big five" будет выглядеть вот так: ITIL Scrum ISO 9000/9001 Six Sigma Kanban В частности, мы увидим, что ITIL с 2008 года сохраняет лидерство по этому показателю, что говорит о популярности библиотеки. При этом в 2007 году наблюдался пик, связанный с выходом новой версии и дальнейший спад в течение трех лет с последующей стабилизацией на лидирующих позициях.  Проведенный автором более глубокий анализ показал, что запросы в основном связаны с обучением и сертификацией ITIL: ITIL certification ITIL foundation ITIL training Очевидно,…

DevOps не только для стартапов

Редкое ITSM событие проходит сейчас без упоминания концепции DevOps. Считается, что она хорошо подходит для Интернет-компаний, которые изначально использовали DevOps и не имеют унаследованных систем. Для компаний сферы финансов, производства или здравоохранения, где требования безопасности критичны для обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации такой подход неприменим. Известный эксперт и соавтор книг ITIL, Стюарт Рэнс высказал свою точку зрения по данному вопросу. Все ИТ-системы организации можно классифицировать по трем уровням (согласно модели Gartner Pace Layered Application Strategy – PLAS): Учётные системы (systems of record), которые поддерживают основные транзакции и критические данные. Такие системы обычно редко меняются и регулируются нормативными требованиями. Дифференцированные…

 
DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM