Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Business Agility, DevOps, ITIL, ITSM, COBIT, PRINCE2, TOGAF, Kanban...

14 лет в эфире. 3 000 записей. 10 000+ постоянных подписчиков.

 

 

Обучение
по ITIL 4, ITSM, PRINCE2
Деловые
игры
Новые экзамены
по ITSM
Реестр ESM- и ITSM-систем в России 2025

Директор по информационным технологиям как агент изменений

Когда началась вся эта история с COVID-19, ИТ-директорам и ИТ-поздразделениям пришлось в считанные дни и недели провести цифровую трансформацию, которая до этого в течение многих лет постоянно откладывалась “на потом”, доводилась до красной черты по различным причинам: организационной инертности, бюрократии, гиперболизированной боязни трансформации, нерешительности, бездеятельности и т.п. Сотрудникам ИТ-подразделений в одночасье пришлось иметь дело с неизвестными доселе вещами. Они были в числе тех первопроходцев, кому было поручено следить за здоровьем и безопасностью сотрудников организации. Ускоренный и скачкообразный переход к быстрой цифровой трансформации волей-неволей поставил ИТ-директора в центр организационных преобразований, отмечает в своей заметке на авторском сайте Карен Феррис (Karen Ferris)….

Как сформировать культуру “гражданских” разработчиков

За последнее время концепция “быстрых изменений” прижилась и была принята как в большинстве организаций, так и среди их сотрудников. Многие обращались и обращаются в ИТ-подразделения с разнообразными запросами о внедрении новых технологий, настройке решений для специфичных проблем и автоматизации конкретных задач в кратчайшие сроки. К сожалению, возросший поток подобных запросов совпал по времени с продолжающимся дефицитом разработчиков, что даёт дополнительную нагрузку на некоторые и без того маломощные ИТ-команды. В результате наблюдается рост использования так называемых “гражданских” разработчиков для выполнения части этой нагрузки. Термин “гражданский разработчик” (в отличие от “профессионального”) означает любого начинающего программиста или не-разработчика, на которого возложена ответственность за…

Новый взгляд на управление знаниями

В конце 1990-х годов я увлёкся концепцией явного и неявного знания. Это был расцвет эры управления знаниями, и как отраслевому аналитику мне посчастливилось регулярно встречаться с высшими руководителями, отвечающими за данную область. Но сегодня мы встречаемся намного реже. Потребность в управлении знаниями сегодня столь же — если не более — значительна, чем когда-либо. Однако никто никогда не хотел прилагать усилия к тому, чтобы маркировать, управлять или обмениваться информацией, и никто по-прежнему не хочет это делать и сегодня. Действительно, в условиях политических потрясений и пандемии очень важно крепко держаться за свои знания и идеи, чтобы сохранить свою работу. На прошлой неделе…

ITIL(r)4 Specialist CDS: внутренняя культура и коммуникации

Внутренняя культура организации является одним из наиболее важных компонентов управления услугами, но в большинстве случаев разговоры о ней  ограничиваются словами о “мягких навыках” (soft skills). Поскольку успешность изменений очень сильно зависит от внутренней культуры, необходимо выделить те её аспекты, которые имеют существенное значение и поэтому нуждаются в управлении. Среди руководств ITIL наиболее полно тема развития внутренней культуры раскрывается в рамках модуля ITIL® 4 Specialist: Create, Deliver and Support (CDS). Вот почему я думаю, что именно на этот курс следует отправиться после прохождения ITIL 4 Foundation. Важно уделить внимание людям, культуре и совместной работе, а не только процессам и инструментам. Меня…

Технический долг: как не стать жертвой невидимого врага

Зачастую о техническом долге говорят как о плохо сделанной работе. Но брак есть брак, он порождает отходы, а не долги. А технический долг может накапливаться незаметно и становится видимым, только когда бороться с ним уже очень сложно. Когда на рынке открывается долгожданное окно возможностей, что вы выберете: адаптацию и развитие вашего продукта в максимально короткие сроки или проработку качества? Каждый раз выбирая скорость, вы закладываете бомбу замедленного действия под разработку, и очень важно вовремя остановить обратный отсчет, пока не произошло фатальных разрушений. Как понять, когда и какие действия по управлению техническим долгом следует предпринимать? Кто соучаствует в работе над техническим…

Что подготовить в компании, чтобы заработало управление ИТ-активами?

Автор – Андрей Боганов, ITSM/ITAM эксперт, тренер курса “Управление ИТ-активами (ITAM)” Для организации управления ИТ-активами недостаточно «навести порядок» только в ИТ. Почему? Для полноценного управления ИТ-активами должно быть организовано целостное взаимодействие многих бизнес-подразделений компании между собой, взаимодополняющих друг друга нужными данными и информацией по ИТ-активам. Давайте попробуем разобраться и смоделировать то, как разные подразделения компании могут участвовать в общей деятельности по использованию и управлению ИТ-активами на протяжении всего их жизненного цикла. Попробуем рассмотреть некоторый «среднестатистический» пример. Полагаю, понятно, что рассматриваемый пример не относится к какой-то определенной отрасли, постараемся сделать его обобщенным, приемлемым для большинства российских организаций. Давайте будем рассматривать пример…

Технический долг и беклог

Не могу оторваться от темы беклога, ведь это именно то место, где принимаются решения. Продолжу о вопросах вокруг технического долга и способности команды инвестировать в его уменьшение.  Идеальные продукты не существуют, каждый из них имеет свой набор компромисов. Модули и функциональные блоки приложений развиваются в разные стороны, с разной скоростью, для удовлетворения разных потребностей. Изменяются, форматы, масштабы, нагрузки, накапливаются данные. Работы по развитию выполняют люди. Инженеры принимают архитектурные и технические решения исходя из контекста конкретного момента. В какой-то момент, по прошествии времени, члены команды могут высказать пожелания по переработке отдельных компонентов приложения для того, чтобы существующий код и архитектура не…

Три визуализации, которыми я объясняю Agile

Хорошая визуализация помогает объяснять достаточно сложные вещи. Вместо большого количества слов достаточно одной картинки. У большинства консультантов есть свои любимые визуальные метафоры. Михаэль Вильямс в своей статье рассказывает о визуальных метафорах, которые он использует для объяснения принципиально важных моментов в организации работы по Agile. Когда я учился в школе, я сделал открытие. Я обнаружил, что я посредственно запоминаю числа, даты и формулы, но при этом фантастически легко запоминаю изображения и истории. Если я нашел способ изобразить что-то визуально, есть хороший шанс, что я запомню это навсегда. Если нет, то увы… То, что появилось как подспорье в учебе, быстро стало моим…

Что дальше в DevOps: AIOps?

Уже со времен появления гигантских хранилищ и анализа больших данных эксперты говорили о том, какими огромными становятся ИТ—инфраструктуры, и что скоро они станут настолько массивными и сложными, что управлять ими вручную будет очень проблематично. В ответ на этот вызов мы видим, что появляются новые инструменты для упрощения управления ИТ-инфраструктурой. Контейнеризация, например, в настоящее время является полностью автоматизированным процессом, который абстрагирован от аппаратных и программных слоев. Независимо от совершенствующихся средств автоматизации и появления множества вариантов упрощения управления ИТ-инфраструктурой, всё равно это лишь вопрос времени, когда нам нужно будет обратиться к самой сути происходящего. Специалисты DevOps работают над проблемой в полную силу….

Как “продать” место в очереди

Очередь – одна из раздражающих вещей и пережиток советской эпохи. Она повсюду: в магазине на кассу, у лифта в офисном здании, пробка на дороге – это ведь тоже очередь. Список задач – это тоже очередь. Осознавая, что мы находимся всегда под воздействием ряда ограничений (нехватка времени, ресурсов) приходится признать, что нам не разорваться, а значит, приходится что-то откладывать на потом, а от чего-то и вовсе отказаться. А что делать, если задача ставится из расчета: “Всю ночь кормить, к утру зарезать!?” Работы должны быть выполнены, и вы не можете разобраться с чего все же начать? Наверняка окажется, что не все задачи…

Есть ли польза от оценок трудозатрат разработчиков для самих разработчиков?

Мы знаем, что заказчикам и заинтересованным сторонам проекта нужны оценки по срокам реализации задач. На их основании они строят планы, расставляют приоритеты и планируют даты поставки разрабатываемых продуктов. А что для разработчиков? Для них отдача совсем не очевидна. Да и в целом может показаться, что и пользы-то никакой нет, ведь оценки используются зачастую “против” разработчиков, поскольку интерпретируются и воспринимаются стейкхолдерами именно как обещания. Вполне естественно, что разработчикам без особого удовольствия дают оценки, ведь они могут повлечь неприятности. Однако, оценки могут принести однозначную пользу командам разработки – фактически, со временем они могут повысить статус команд разработки среди всех заинтересованных сторон и…

 
DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM