Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Алло, мы ищем консультантов!

Каждый раз, сталкиваясь с задачей поиска консультанта в команду, я снова и снова думаю "кто все эти люди?". Вот кто такой консультант и где их продают?

Мой личный профессиональный опыт говорит, что хороший консультант в области управления (это чтобы не путали с продавцами-консультантами) – это прежде всего не "широкообразованный эрудит в твидовом пиджаке и с трубкой в зубах", то есть не тот, кто знает, а тот – кто умеет и делает. То есть трудяга, потому как что бы помочь организации в решении управленческих проблем знаний мало. Знания, они, скорее всего, есть и в головах руководителей этой компании. А придётся хорошо потрудиться. Понять заказчика, суметь найти общий язык с теми "кто против", с теми "кто в танке" (это самое сложное), предложить путь движения и активно помогать его преодолевать (писать документы, проводить встречи, ставить задачи и контролировать их исполнение и думать, думать).

К чему я это? К тому, что в консультанте должны быть не только знания, но и ЭНЕРГИЯ для их применения, и практика применения (то есть то, что принято называть компетенцией). И если мы ищем консультанта как наемного работника, это ставит довольно четкую возрастную вилку: не младше 27-30 лет (ибо откуда там взяться знаниям и опыту), но как правило и не старше 40 (чтобы было желание много работать, расти над собой, открытость к чужому опыту и практике). Подчеркну: "как правило", потому что сам отлично знаю исключения (это я про сороковник).

В услуги кадровых агенств по поиску таких людей я, извините, не верю. Поиск по знакомым и рекомендациям существенно ограничивает выбор, и в итоге мы рискуем скатиться к состоянию, котрое Борис Борисыч как-то обозначил словами "И сами давно звонят лишь друг другу, вспоминая насколько прекрасен их круг".

Или я мудрю? Или "берем толкового студента и вперёд"? Поделился бы кто умными мыслями на сей счёт…

Комментариев: 20

  • alexus

    Действительно, очень хочется понять описание характеристик “консультанта”. Мне кажется, что человеку, который не проработал в крупной ИТ-компании или ИТ-службе “очень крупного” бизнеса, практически нереально пробиться в этот “прекрасный круг”. Может этот портал поможет более широкому кругу специалистов получить обещние с признанными гуру ИТ-менеджмента? Но как тогда быть с конкуренцией?

  • Как Вам такой вариант описания: http://www.cleverics.ru/ru/about/job?

  • alexus

    Вроде вполне адекватно и интересно. Но неужели это не решает задачу поиска?

  • Конечно нет. Это только ставит задачу поиска 🙂

  • alexus

    Трудность поиска по такому описанию видится в том, что в повседневной жизни практически жизни не возможно получить всех указанных компетенций. Мне, например, пришлось (т.е. это направление показалось более интересным) сделать выбор в пользу развития коммуникативных и управленческих навыков. И так как работать приходилось, в основном, с мелкими и средними заказчиками, некоторые обязательные требования из описания вакансии “прошли мимо” (например, HP OV и BMC – не их бюджет). Так что, как мне кажется, надо “мудрить”, как описано в Вашей заметке, а описание использовать как некую вариацию в рамках композици…

  • В конце прошлого года для одной интересной компании решали интересную задачу – помогали найти ИТ-директора. Т.е. собственно поиском кандидатов занимались соответствующие специалисты и кадровые агентства, а мы из числа более-менее достойных кандидатов проводили отбор путём собеседований, кейсов и прочих проф.проверок.

    В полный рост подтвердилось – идеал недостижим. Чем-то придётся жертвовать, т.к. в одной области кандидат “не дотягивает”, зато в другой – способен на большее.

    Думаю, та же ситуация и с другими позициями, в т.ч. консультантами. Только с ними интереснее, на мой взгляд – хороший консультант должен знать не только предметную область, но и “как делать консалтинг”, а этот второй пункт всё равно в каждой консалтинговой компании свой. И придётся учить, наставлять, контролировать и направлять. Так что найти и нанять консультанта, получается, – только начало дороги. Нет?

  • alexus

    Идеал и должен быть не достижим, т.к. идеал – это цель, достигнув которой, движение останавливается. Мне кажется, что “консультант” – это скорее не совокупность характеристик, а способ и метод движения (или пути) к конкретной цели. Основные задачи любого бизнеса ясны из типового устава – удовлетворение потребностей, извлечение прибыли и т.п. А вот путей их решения великое множество. Т.о. основными характеристиками консультанта видятся энергетичность (именно так!), стремление к движению вперед, стремление к непрерывному улучшению себя и окружающего мира (и отдельного бизнеса в частности), а также наличие фундаментальных знаний в предметной области.

  • Андрей

    Чем-то придётся жертвовать, т.к. в одной области кандидат «не дотягивает», зато в другой – способен на большее.
    Не претендую на истину в последней инстанции, но неоднократно наблюдал, как сотрудник принятый «авансом», не обладая каким-либо требуемым навыком в полном объеме, благодаря исключительно своей целеустремленности и энергии крайне быстро вливался в коллектив и устранял пробелы знаний. Более того, в дальнейшем именно благодаря своей энергичности становился весьма активным сотрудником-энтузиастом, что шло только на пользу делу.
    Так что соглашусь с alexus. Стремление вперед и базовые навыки могут быть весомой основой. Однако необходимо соблюдать баланс между студентом без опыта, но «с чистой головой» и профессионалом с огромным опытом, но консервативными подходами мышления. Кроме того, как справедливо было отмечено, каждая компания имеет свои особенности и в любом случае понадобится адаптация существующих знаний и умений специалиста.
    (Резюме отправил)

  • Как и писал в своём посте, мы не ищем идеал. Мы ищем вполне себе реального человека:

    а) квалифицированного;
    б) энергичного и целеустремленного;
    в) умеющего искать ответы на вопросы (знание готовых ответов на все вопросы скорее настораживает);
    г) подходящего нам (нашей команде) по духу и базовым ценностям.

    Поиск продолжается.

  • Мы пришли в итоге к тому, что в долгосрочной перспективе все равно единственный вариант – прокачивать людей внутри. Было несколько успешных “приобретений” со стороны, но почти все – по знакомству.

    Ну и как всегда: личные качества, умение брать ответственность оказываются важнее стартовой подготовки.

    В общем ничего особо нового и умного:)

  • Роман, а если не страшный секрет, можешь поделиться оценкой – сколько в среднем уходит времени на то, чтобы взять “новичка” и довести его до готовности самостоятельно вести проект?

    • Тут конечно любая цифра будет мало что значить, так как будет в анекдоте про “приборы! 8!” – не обсуждаем требования и форматы проектов.

      Тем ни менее, у нас ребята начинают давать руду ближе к концу второго года. Но это не совсем новички, а люди пришедшие с каким-то минимальным базисом.

      З.Ы. кстати, оповещения при ответе на коммент ходят на почту? мне не пришло почему-то

      • Насколько я знаю, ходят только автору топика.

        • Наверное, это не очень удобно – можно и не узнать, что кто-то написал ответ на комментарий.

          Поэтому я немного перенастроил. Теперь должны приходить оповещения по электропочте при ответе на комментарий.

  • Есть 2 подхода к лидерству:
    лидерство как дар (родился харизматичным и люди тебя слушают)
    и
    лидерство как процесс (увидел, научился и делаешь правильные вещи)
    Также и с консультантами – берешь лучших выпускников, учишь в процессе и со временем оставляешь тех, кто подходит.
    Все большие консультанты так делают, это увеличивает маржу и сохраняет ауру компании.
    Для того, чтобы это работало, нужно всерьез заниматься управлением знаниями и succession planning’ом.
    Поэтому скорость органического роста консалтинга невелика 🙁

  • “Мы подробно описали наши требования и пожелания. Если Вы им явно не удовлетворяете — не тратьте своё и наше время.”

    Как то обидно написано на сайте.

    Учитывая мнение автора:

    Подчеркну: “как правило”, потому что сам отлично знаю исключения (это я про сороковник).

    Сам работаю в команде молодых ребят. Когда пришли к руководству компании с предложением минимизировать документирование, а в замен запускать HelpDesk у заказчиков за 2 недели. Опытные консультанты на нас как на младенцев посмотрели, которые не понимают, что говорят. 🙂 Прошло 3 года и эта услуга получила множество маркетинговых названий “Быстрый Старт”, “Быстрая победа” и успешно продаётся в своём сегменте.

    Не бойтесь привлекать молодых ребят. Успехов!

    • “Как то обидно написано на сайте.”

      Согласен. В первое время после открытия вакансии сыпалось безумное количество мусора – люди, похоже, вообще не читали описания.

      Сейчас мусора стало сильно меньше, так что обе “страшилки” я убрал 🙂

  • Андрей Волков

    Консультанты еще нужны? с опытом работы в ИТ-аудите 3 года, MCT, все-дела.
    Пишите на мейл или в скайп q8044487

    • Уважаемый Андрей, консультанты нам еще нужны.

      Если Вас интересуют наши вакансии, пожалуйста, ознакомьтесь с их описанием на странице http://www.cleverics.ru/ru/about/job. Там же указана процедура подачи резюме и дальнейших действий по приему на работу.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM