По роду своей деятельности мне очень часто приходится пользоваться услугами различных авиакомпаний по перемещению тела (моего) из пункта А в пункт В. Однажды я очень сильно озадачился тем, как бы мне оптимизировать (читай – уменьшить J) бюджет на перелеты. В поле зрения попали 3 авиакомпании – 2 из них лоукостеры, 1 – обычный перевозчик. После некоторых мук выбора мой взор остановился на одной из компаний-лоукостеров. В критерии отбора входили и стоимость билетов, и питание, аэропорты прибытия-убытия и еще много чего.
По прошествии нескольких месяцев мне пришлось отказаться от услуг выбранной компании, потому что я ни разу!!! не улетел вовремя J. Либо рейс переносили, либо задерживали, либо переносили а потом еще и задерживали. За этот период я понял, что меня интересуют только 2 ключевых параметра – стоимость авиабилета и возможность вылететь just in time. Низкая стоимость билета «компенсировалась» отвратительной своевременностью вылета. Пришлось летать самолетами другой (обычной) авиакомпании, потому что к этому времени меня это начало сильно раздражать и мешать работе, да еще и альтернативный лоукостер слегка разорился и отменил часть рейсов.
И вот о чем я подумал – вот у нас есть Полезность (возможность перелета за определенную сумму денег) и Гарантия (соответствие расписанию). А что, если вывести некий средневзвешенный коэффициент отношения Гарантии к Полезности (ну или наоборот J) для оценки идентичных услуг? И еще бы пограничное значение иметь по этому коэффициенту, ниже которого опускаться нельзя.J Зная такое критичное значение, я бы уже по-другому подходил к выбору поставщиков услуг. Жаль только, что такое не считают и не публикуют.
В ITIL (Sstrategy, глава 3.1.7, рисунок 3.7) есть неплохая картинка: система координат (первая четверть), по одной оси – utility, по другой – warranty. Для каждого сервиса можно определить точку соответствующую “его” сочетанию полезности и гарантии. предполагается, что “правильные” сервисы сочетают высокие значения по обоим осям. Целевую область, в которой мы пытаемся удерживать сервисы, которые предоставляем (и из которой готовы их покупать, если мы не поставщик, а заказчик), можно, наверное, не только нарисовать, но и измерить…