Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Техника безопасности до и после обучения. ITSM-версия

Пару лет назад я придумал метафору про то, как устроена наша жизнь в обществе. Она устроена, как толстый канат с множеством нитей. Все они идут по большому счёту одним и тем же путём, но параллельно, и лишь иногда отдельные нити переплетаются, спутываются или обрываются. Каждая нить — это социальная группа: возрастная, профессиональная, национальная... близкие нити видят и понимают друг друга хорошо, далекие — плохо, и пересечения далёких друг от друга нитей открывают нам параллельные миры. Что оставляет сильные и не всегда приятные впечатления. Примеры неприятных пересечений: встреча с миром преступности, или нищеты, или государственных органов, или государственной же медицины... Примеры приятных пересечений: встреча с миром талантливой молодежи, или хорошего театра, или настоящей интеллигенции... Такой вот образ. Наверняка я придумал его не первым, но вроде бы именно придумал, а не подсмотрел-прочитал. 

Вот в январе мы с коллегами участвовали в тренинге для корпоративных тренеров, и это было очень интересное пересечение "средней дальности" — участники группы были дальше от нас, чем скажем, айтишники, приходящие к нам на курсы, и с совсем другой стороны, но достаточно близко, чтобы нам было вместе интересно и понятно. Все-таки мы тоже тренеры, пусть и "инструментальщики". 


Сейчас я вспомнил об этом потому, что встретил очень правильную заметку о технике безопасности до и после тренингов — но тренингов не инструментальных, а личностных. Если вы вдруг на такие тренинги соберетесь — прочитайте заповеди от Анны Зарембо и именно так и действуйте. Ну а если соберетесь на ITSM-тренинг — вот вам адаптированная версия, "пять простых советов, о чем стоит знать, когда вы выбираете для себя ITSM-тренинг и столько же о том, что имеет смысл помнить, когда вы туда уже попали." Заголовки — оригинальные, комментарии — мои. Текст в кавычках — неизмененные фрагменты из заметки Анны Зарембо.  

Идите не на тренинг, а на тренера. Мы очень стараемся сделать так, чтобы имя компании было гарантией профессионализма тренера, и слушатели могли этим правилом пренебречь. Но на самом деле деле это лишь чуть-чуть меняет формулировку: "Идите не на тренинг, а на тренеров". В случае с ITSM-тренингами правильный тренер — это тренер, который

  • ведет не только "основы", но и глубокие курсы 
  • имеет практический опыт, желательно и на стороне заказчика, и в консалтинге
  • имеет тренерские опыт и практику, лучшее подтверждение которым — отзывы участников его курсов

Не ведитесь на мишуру. Анна понимает под мишурой восторженные отзывы сразу после тренинга и призывает искать позитивные отзывы, основанные на конечном результате. В нашем случае это означает — "ищите отзывы не только участников, но и заказчиков обучения". Если курс высоко оценивают заказчики, да еще и могут рассказать, какие проблемы/задачи им удалось решить с помощью проведенного обучения — это дорогого стоит. 

Не покупайте , пока не пощупаете. "Узнайте, можно ли встретиться с ведущим до начала тренинга, если нет, то существует ли какая-то вводная часть, на которую можно прийти, послушать, посмотреть, задать вопросы и принять решение до внесения оплаты. Такая возможность сама по себе жирный плюс, это означает, что организаторы и тренер уверены в качестве своей работы и не стремятся содрать с вас деньги любой ценой, пока вы не разобрались, что там за тренинг такой." Если вы заказчик и ищете тренинг для корпоративной группы — обязательно встречайтесь с тренером и обсуждайте свои задачи и его предложения. Даже если вы уверены, что вам нужны стандартные "Основы ITIL" и даже если заполнили присланный тренером опросник. Если же вы собираетесь участвовать в открытой группе или отправляете туда своего сотрудника, ищите записи выступлений тренера — дистанционных курсов, вебинаров, просто публичных выступлений. Не нашли или посмотрели и остались вопросы — звоните и задавайте их. Правильный тренер быстро выйдет на связь и ответит на них. 

"Животворящий пинок".  На ITSM-тренинги часто приходят люди, ищущие решения конкретных рабочих проблем. Когда у нас все хорошо, мы не слишком рвемся учиться. А когда ощущаем себя в тупике, тут-то и хочется какого-то толчка. Тут важно понимать, особенно на открытом курсе с участниками из множества компаний, что (1) у остальных участников тренинга тоже есть проблемы, и каждого интересуют в первую очередь свои,  и (2) тренер, возможно, расскажет вам то, что вы не очень хотите слышать. Ваши ITSM-проблемы почти наверняка не описаны в ITIL и происходят от неэффективного управления — не исключено, что вашего. Хороший тренер покажет вам это — деликатно, но наглядно. Будьте готовы. 

"Люблю групповуху — всегда можно сачкануть".  "Пожалуйста, не отправляйтесь на массовые тренинги с залами в десятки или даже сотни человек. Особенно, если у вас кризис, и вы, что называется, «с острой болью без очереди». Групповой тренинг – это не рок-концерт. В толпе даже самый лучший тренер или психотерапевт не в состоянии увидеть каждого, и задачи такой, к сожалению, не стоит." В случае с курсами по управлению ИТ-услугами все группы, в которых больше пятнадцати человек, в итоге получают лекцию. Тренинги эффективнее лекций. Оптимальная группа по нашему опыту — от 8 до 15 человек: обмен опытом есть, практики-упражнения есть, ответы на вопросы тоже есть. Меньше — теряется польза от взаимодействия участников, больше — теряется индивидуальный подход. Поэтому в нашем классе 12 мест. 


О чем важно помнить, когда вы уже попали на тренинг, чтобы пройти его с пользой.

«Как ты делаешь что-то, так ты делаешь все» "Наблюдайте за собой, за всеми своими реакциями, эмоциями, мыслями и поступками. Занятие это не слишком привычное, но раз уж вы вкладываете свои деньги и время, имеет смысл извлечь максимум пользы. Тут может помочь правило: «Как ты делаешь что-то, так ты делаешь все». Попробуйте посмотреть на то, что происходит с вами в группе через эту призму." В нашем случае это особенно важно при участии в деловых играх. Но и на обычных курсах, в первую очередь во время групповой работы над практическими заданиями, эта рекомендация остается актуальной. 

Не тащите в рот что попало — он у вас один. "Помните – ведущий тоже человек. Его идеи, истории и интерпретация ваших поступков не являются истиной в последней инстанции, поэтому внимательно смотрите, что вы тащите в рот – а надо ли это глотать?" Более того, ITIL, COBIT и другие умные книжки тоже писали живые люди, они не только могут ошибаться, но и регулярно этой возможностью пользуются. Подвергайте сомнению. 

Нельзя перепрыгнуть пропасть наполовину. Работайте в полную силу, но не надорвитесь. В нашем инструментальном случае — помните, что всё, о чем расскажут на тренинге, вам точно не нужно. Не пытайтесь всё-всё применить, переделать и привести в соответствие. Не внедряйте ITIL, COBIT, ISM и т.п., решайте свои ITSM-задачи. 

Шашки в ножны, господа. "После окончания тренинга помните, что окружающий мир довольно сильно отличается от того, что творится в группе. Ваши близкие, друзья и коллеги на тренинге не были и никакого личностного роста не просили. Поэтому будьте с ними бережнее. Не стоит выбегать к живым, ни в чем не повинным людям с шашкой наголо." Не раз приходилось наблюдать, как воодушевленные слушатели приходили после трехдневного курса в родную компанию и принимались с понедельника "внедрять SLA". Окружающие смотрели на эти усилия с опасливым недоумением. В итоге — разочарование не только в коллегах, которые ничего не понимают, но и в SLA, которые, оказывается, не работают.

«Я бросил жену и дал в морду начальнику. Отличный тренинг!» "Минимум две недели после тренинга не делайте резких движений и не принимайте внезапных решений. Собирались жениться – женитесь. Не собирались – не женитесь. Хотели купить квартиру – покупайте, не хотели – не надо. Подождите. Всего две недели. Пусть осядет пена. Махать шашкой – невелика доблесть, а обойтись эта джигитовка может вам очень дорого." Почти нечего добавить. Обучение ITSM — это расширение ваших профессиональных возможностей. Возможностей, а не способностей. Используйте новые возможности осторожно и помните о том, что ITSM-практики не бывают личными, они всегда корпоративные. А у других участников этой деятельности может не быть ни ваших возможностей, ни информации о том, что они теперь есть у вас. 


Анне спасибо за еще одно пересечение нитей. Всем читателям — удачного выбора тренингов и тренеров.

До встречи через две недели, да здравствует отпуск!

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные курсы и сертификация
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 1

  • Юрий Ерин

    Супер! То что надо знать, о чем надо помнить!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • Метрики потока создания ценности
      Свой первый отчёт с данными о работе процесса в ИТ я сделал где-то в самом конце 90-х годов. Я тогда работал в поддержке, мне было важно понять как быстро мы выполняем заявки,
    • Я понял только то, что ничего не понял
      На тему услуг написано довольно много самых разных статей, т.к. оказание услуг – самый распространенный вид человеческой деятельности. Банковские услуги, гостиничные услуги, юридические услуги, логистические услуги; парикмахер, курьер, айтишник – все это деятельность в сфере услуг. Моя работа тоже относится к этой же сфере, поэтому не могу не поделиться своими наблюдениями, или, как говорится, поговорить о наболевшем.
    • DevOps-путешествие American Airlines
      Несколько лет назад компания American Airlines начала путешествие, которое первоначально было направлено на преобразование DevOps в ИТ, но в дальнейшем набирало обороты и переросло в преобразование доставки продуктов, охватывающее весь бизнес.
    • Чтение признаков: Паттерны диаграммы рассеяния (Lead Time Scatterplot)
      Научившись определять общие закономерности в диаграмме рассеяния времени цикла, вы сможете заметить проблемные области до того, как они разрастутся. Сегодня мы покажем вам, как распознать наиболее распространенные модели диаграммы рассеяния и объясним, что они означают для вашего проекта.
    • Проблемные зоны цифровой трансформации
      Управление на основе гибких методологий подразумевает наличие гибкой команды, занимающейся развитием цифрового продукта. Однако, такие команды не возникают сами собой, их
    • Чтение знаков: Паттерны Канбан CFD
      Чтобы улучшить рабочие процессы, сначала нужно понять, как определить проблемные области. Метод Канбан использует визуальные методы для оценки ваших процессов. Диаграмма совокупных потоков Канбан является особенно мощным инструментом. На них фиксируется количество задач в каждом состоянии процесса через регулярные промежутки времени, как правило, ежедневно или еженедельно.
    • Краткое руководство по DevOps для не ИТ-руководителя бизнеса
      Тщательно продумайте, как выглядит успех. В цифровом мире это скорость, гибкость, контроль и оперативность, а не составление планов и следование им. Именно эти новые ИТ-практики принесут вам эти преимущества. Они уже принесли их многим другим предприятиям, которые встали на этот путь и, в некоторых случаях, разрушили отрасли.
    • 8 тенденций развития IT Service Desk в 2022 году
      Корпоративная служба поддержки ИТ в настоящее время находится в «идеальном шторме» для изменений или, точнее, в «идеальном шторме» для необходимости изменений. Случилось так
    • 6 худших вещей, которые продакт-менеджеры говорят инженерам
      Каждый хороший продакт-менеджер — полиглот. Он говорит на нескольких языках. Конечно, вы можете не говорить бегло на французском, итальянском или мандаринском. Но вы
    • На какой курс пойти, чтобы узнать про практику Х?
      Этот вопрос вы, наши слушатели, задаёте довольно часто. К тому же появились новые курсы категории VAP. Так что было бы удобно иметь под рукой справочник. Ну что же, вот оно:
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT