В ожидании нашего первого курса про Scrum я решил спросить у нашего друга Маартена Бордевайка – опытного тренера, знатока лучших практик и автора руководства EXIN Agile Service Projects: an integrated approach, что стоит за модными теперь словами Agile и Scrum, причем тут ITSM и как это все может работать вместе.
– Вы опытный ITSM-тренер, а с некоторых пор в вашем портфеле есть и курс про Agile / Scrum. В чём актуальность, польза этого подхода для современного управления ИТ? Можете объяснить простыми словами – что такое Agile? Для кого? Это такой способ управлять проектами, или процессами, или услугами? Манифест Agile видели многие, слова красивые, но что стоит за ними на практике?
Agile – это набор принципов и практик, собранных за последние 30 лет, формирующий основу для создания полезных заказчикам результатов. За тезисами манифеста – свод практик. Заказчики часто не знают, чего они хотят, до того, как увидят работающий продукт. Поэтому имеет смысл дать им этот продукт как можно раньше и быть готовыми услышать их требования. Затем короткими итерациями можно улучшать продукты, с каждым шагом всё лучше отвечая требованиям организации.
– Ок, а Scrum кто такой? Техника? Подход? Очередная философия? В чем его польза?
Scrum – это процессный подход, используемый для управления разработкой. Он предполагает разработку высококачественных продуктов короткими завершенными итерациями. Процессы и техники Scrum позволяют создавать ценные для заказчика продукты в результате каждой такой итерации.
– AXELOS сейчас много говорит о совмещении Agile и других подходов с традиционным сервис-менеджментом, описанным в ITIL. Что вы об этом думаете? Насколько это совмещение возможно и полезно?
Я думаю, это хорошая идея, причем дополнения потребуются и в том, и в другом. ITSM – про управление жизненным циклом услуг. Изменения в услугах могут проводиться и управляться на основе принципов Agile. В то время как Scrum обеспечивает создание продуктов, которые можно передавать заказчикам, ITSM делает возможным дальнейшее управление ими. Думаю, объединение двух подходов будет полезным, и думаю, что идеи и принципы ITSM могут быть учтены в итерациях разработки так же, как в них учитываются потребности заказчиков.
Для ITIL действует правило "adopt and adapt", пользователи библиотеки вольны выбирать для себя те инструменты из книг, которые полезны для решения их насущных задач. Действует ли такой же принцип для Agile и Scrum, или эти вещи надо внедрять и использовать целиком, как законченную методологию?
Для Agile этот принцип работает так же, как для ITSM. Используйте те практики, которые помогают улучшить качество продуктов, хотя вообще-то следовать руководству Scrum (Scrum Guide) – хорошая идея. Это небольшой документ, он хорошо зарекомендовал себя на практике. Например, опыт показывает, что короткие итерации (не более месяца) позитивно влияют на качество работы. Более долгие итерации затрудняют постоянный контакт с заказчиком. Команды числом более 9 человек сложнее фокусируются, и в них сложнее обеспечить взаимную поддержку участников.
Если вам тоже интересно узнать подробности, разобраться со спринтами и долгами, изучить покер планирования и решить, что со всем этим делать на практике – задавайте свои вопросы в комментариях.
Что-то обсудим прямо здесь, что-то – на курсе в конце мая.
Курс по Scrum, мега круто! Мы уже давно все ITSM проекты реализуем в терминах релизов и спринтов…
Пока очень хорошо получается настраивать систему автоматизации итерациионным методом и не очень получается закладывать в спринты организационные изменения и работу с людьми…
Собственно это и главный вопрос, насколько оправдано использование scrum в процессах \ проектах организационных преобразований? Пока не определил для себя однозначный ответ…