Вопросы викторины в виде красивой презентации опубликованы тут.
Мы придумали эту викторину для тех, кто следит за развитием ITSM в России, за событиями вокруг itSMF, за публикациями, за изменениями… в общем, для тех, кто в курсе.
Правила.. и исключения
- Все вопросы посвящены развитию ITSM в России и СНГ
- На каждый вопрос предложено 4 варианта ответа, один из которых верный
- В викторине нет вопросов-ловушек
- Общее число вопросов – 20
- Задача участника викторины – первым произнести вслух верный ответ
- За каждый первый верный ответ участник получает специальный знак
- Побеждают три участника, набравшие наибольшее число знаков
- Победители получают ценные призы
Поскольку участники викторины могли выиграть ценные призы, важно, чтобы все было по-честному. Поэтому перед тем, как задавать вопросы, мы договорились о правилах. Правила очень просты и очень похожи на правила экзаменов ITIL – те, кто в курсе, скорее всего, сдавали такие экзамены…
Вопрос 1
Год основания itSMF-Россия – это
- 2004
- 2005
- 2006
- 1989
Ответ:
Устав itSMF-Россия (некоммерческого партнерства «Форум по ИТ Сервис-менеджменту») был принят 25 июня 2005 года (см. http://itsmforum.ru/part_about/ustav).
Верный ответ – 2005
Вопрос 2
Книга «Поддержка услуг» из библиотеки ITIL второй версии была издана на русском языке прежде всего благодаря…
- Усилиям компании I-Teco
- Стараниям itSMF-Россия
- Стремлениям itSMF International
- Поддержке комитета по стандартизации
Ответ:
Первая и пока что единственная книга ITIL на русском языке была переведена и издана благодаря в первую очередь усилиям компании i-Teco: http://www.i-teco.ru/news-arh.php?id=308, http://www.i-teco.ru/article36.html
Верный ответ – «благодаря усилиям компании i-Teco»
Отдельная печальная и смешная история – перевод ITIL v3. Про нее как-то и вопросов-то не придумать…
Вопрос 3
За время работы itSMF-Россия пост председателя партнерства занимали М.Потоцкий, А.Лебедев, И.Баринов (2 года) и П.Растопшин.
Таким образом, в большинстве случаев во главе ITSM-сообщества стоит…
- представитель компании-интегратора/консультанта
- представитель компании-заказчика
- представитель компании-вендора
- индивидуальный участник партнерства
Ответ:
Классификация компаний взята с сайта itSMF-Россия (http://itsmforum.ru/part_about/staff), консультанты отнесены к «интеграторам».
Упомянутые в вопросе люди в период исполнения ими обязанностей председателя партнерства являлись:
- М. Потоцкий – руководителем компании IT Expert (интегратор/консультант);
- А. Лебедев – руководителем отдела во Внешэкономбанке (заказчик)
- И. Баринов – индивидуальным участником партнерства (около полугода), а с начала 2008 – руководителем компании «Технический Вектор» (интегратор/консультант)
- П. Растопшин – директор по развитию бизнеса в Triangle Consulting.
Таким образом, верный ответ – «во главе ITSM-сообщества в большинстве случаев стоит представитель компании-интегратора/консультанта».
Вопрос 4
По данным ITSMF-Россия, число сертифицированных сервис-менеджеров в России и СНГ составляет около…
- 220
- 127
- 380
- 52
Ответ:
На дату проведения конференции число сертифицированных сервис-менеджеров, указанное в списке на сайте Партнерства, составило 214 человек.
Верный ответ – «около 220»
Кстати, мы знаем еще шестерых, не указанных в списке.
Вопрос 5
При переходе одного активного участника российского ITSM-сообщества из одной компании в другую другой активный участник российского ITSM-сообщества написал:
«Ушел ……………………, закончилась эпоха».
Какое слово пропущено в цитате?
- …Роман…
- …король…
- …Хает…
- …наконец…
Ответ:
17 Августа Александр Жилинский опубликовал в своем блоге заметку под заголовком «Ушел Хает, закончилась эпоха», посвященную переходу Ильи Хаета из HP в «известную компанию-интегратор».
Конечно, верный ответ – «Хает»
Вопрос 6
Самой интересной для чтения публикацией itSMF-Россия на русском языке является:
- Глоссарий ITIL
- Альманах ITSM-2010
- Книга «Введение в ITSM»
- Книга «Введение в реальный ITSM»
Ответ:
Из перечисленных публикаций только первые две были подготовлены и выпущены Форумом. Глоссарий содержит толкования основных терминов ITIL v3 и содержит рекомендации по использованию русскоязычной терминологии ITSM, Альманах – содержит статьи участников партнерства, опубликованные за пять лет его (партнерства) работы.
Авторы викторины уверены, что читать альманах интереснее, чем глоссарий.
Книга «Введение в ITSM» была выпущена itSMF International в издательстве Van Haren, книга «Введение в Реальный ITSM» – компанией Cleverics в издательстве LiveBooks.
Верный ответ – «Альманах ITSM-2010»
Вопрос 7
За всю историю ITSM на русском языке можно было сдать следующие экзамены:
- ITIL Foundation (v2), ITIL Foundation (v3)
- ITIL Foundation (v2), IT Service Manager (v2)
- ITIL Foundation (v2)
- ITIL Foundation (v2), ITIL Practitioner Support and Restore (v2)
Ответ:
На русском языке пока что были доступны только экзамены ITIL Foundation и IT Service Manager, оба три – по второй версии ITIL. Их прием практически прекращен.
Перспективы появления экзаменов по третьей версии на русском языке пока неясны.
Верный ответ – «ITIL Foundation (v2), IT Service Manager (v2)»
Любопытно, что на сайте APMG русского языка нет и в списке языков, на которых доступны экзамены ITIL v2…
Вопрос 8
Книга «Введение в реальный ITSM»…
- Является частью библиотеки ITIL
- Является официальным дополнением к библиотеке ITIL
- Написана Робом Ингландом
- Не существует
Ответ:
Книга «Введение в Реальный ITSM» существует, не имеет никакого отношения к ITIL и написана Робом Ингландом, известным также под именем IT Skeptic. Издана на русском языке в 2010 году компанией Cleverics в издательстве LiveBooks.
Вопрос 9
Книга «Введение в ITSM» на русском языке, известная как «белая книжка»…
- Является частью библиотеки ITIL
- Является официальным дополнением к библиотеке ITIL
- Написана Михаилом Потоцким
- Опубликована itSMF International в издательстве Van Haren
Ответ:
В отличие от третьей версии ITIL, во второй «Введение» не было частью библиотеки, как не было оно и официальным дополнением к библиотеке. Первая редакция «Введения в ИТ сервис-менджмент», известная как «белая книжка», была выпущена под редакцией Яна Ван Бона в издательстве Van Haren Publishing. Русская версия под редакцией М.Потоцкого вышла в том же издательстве в ноябре 2003 года.
Верный ответ – «Опубликована itSMF International в издательстве Van Haren»
С 2005 года доступна обновленная версия, получившая статус официального дополнения к ITIL. Она меньше известна в России и не такая белая.
Вопрос 10
Согласно глоссарию ITIL, утвержденному itSMF-Россия, термин «service» рекомендуется переводить как…
- Сервис
- Услуга
- Обслуживание
- Служба
Ответ:
Вот что написано в глоссарии:
"ИТ-услуга, предоставляемая одному или многим Заказчикам Поставщиком ИТ-услуг. ИТ-услуга базируется на использовании информационных технологий и поддерживает Бизнес-процессы Заказчика. ИТ-услуга включает в себя людей, Процессы, технологии и должна быть определена в Соглашении об уровне услуг (SLA).
Допускается использование для IT Service также варианта перевода ИТ-сервис, однако данный вариант не рекомендован к использованию."
Верный ответ – «Услуга».
Вопрос 11
Согласно глоссарию ITIL, утвержденному itSMF-Россия, термин «service desk» рекомендуется переводить как…
- Служба сервиса
- Служба поддержки пользователей
- Служба Service Desk
- Стол услуг
Ответ:
Вот что написано в глоссарии:
"Service Desk – Служба Service Desk"
Верный ответ – «Служба Service Desk»
Да, мы знаем, что это не перевод, а Service Desk – не служба, а функция, (что, согласно тому же глоссарию, не обязательно одно и то же). Но в Глоссарии так написано.
Вопрос 12
1-ая Всероссийская конференция ИТ Сервис-менеджмент Форума завершилась…
- В 2005 году
- В 2008 году
- В 2007 году
- Еще продолжается
Ответ:
Официальное название конференции 08 сентября, на которой проводилась эта викторина –
1-ая Всероссийская Конференция ИТ Сервис-менеджмент Форума "Услуги и управление. Практические ценности".
Верный ответ – «еще продолжается»
(Видимо, первая – потому что первая всероссийская. Предыдущие были какие-то не всероссийские… оттого на них и не было столько иностранцев.)
Вопрос 13
Главная причина переноса даты проведения 1-ой Всероссийской конференции ИТ Сервис-менеджмент Форума – это
- Центральный дом предпринимателей
- Выборы председателя партнерства
- Эйяфьятлайокудль
- Мюрдальсйёкудль
Ответ:
Причина переноса конференции – извержение вулкана в Исландии, вызвавшее нарушение работы воздушного сообщения, что в свою очередь, нарушило планы иностранных участников конференции – ключевых спикеров, без которых конференция была бы совсем другой, наверное. Сам вулкан безымянный, но в СМИ его принято называть по имени ледника, под которым он находится – Эйяфьядлайёкюдль, или Эйяфьядлайёкудль, или Эйяфьядлайокудль.
Верный ответ – «Эйяфьядлайокудль».
Согласно правилам викторины, это слово надо было произнести вслух. Что победитель викторины и сделал с удивительной легкостью. Многогранны и неожиданны таланты наших сервис-менеджеров.
Вопрос 14
Место проведения 1-ой Всероссийской конференции ИТ Сервис-менеджмент Форума – это
- Центральный дом предпринимателей
- Выборы председателя партнерства
- Эйяфьятлайокудль
- Мюрдальсйёкудль
Ответ:
Верный ответ, конечно, «Центральный дом предпринимателей» . Вообще-то он «Центральный дом предпринимателя» (одного), но на сайте Форума был назван именно так, как указано в первом варианте ответа. Выборы председателя партнерства – вообще не место, а мероприятие, причем вполне виртуальное, ну а ледники с вулканом под ними слишком плохо приспособлены для проведения конференции…
Вопрос 15
Формат и глубина вопросов нашей викторины хорошо знакомы
- Обладателям сертификата ITIL Foundation
- Младшим школьникам
- Игрокам в «Кто хочет стать миллионером»
- Студентам гуманитарных ВУЗов
Ответ:
Верный ответ – «обладателям сертификата ITIL Foundation»: там тоже вопросы с четырьмя вариантами ответа, из которых только один верный, и тоже ответы невозможно вычислить логически, но надо просто знать, ибо проверяется знакомство с источником, а не умение думать.
Собственно, почти все экзамены ITIL таковы…
Вопрос 16
Портал RealITSM.ru содержит
- Тексты ITIL и COBIT
- Рекламу курсов и программных продуктов
- Новостной поток и личные блоги
- Файловый архив
Ответ:
Портал Real ITSM состоит из двух больших, но разных частей — новостного потока и личных блогов. В новостном потоке размещается информация о событиях, статьях, публикациях, акциях и так далее в мире ITSM, ITIL, COBIT, ISO 20000 и проч., и проч. Мы стараемся отбирать только такую информацию, которая будет а) интересна, б) полезна, в) иметь отношение к реальной ITSM-жизни. Личные блоги — место, где авторы могут высказывать собственную точку зрения, не взирая на корпоративные стандарты и не имея каких-либо ограничений, кроме этических. Тематика блогов имеет самое непосредственное отношение к ITSM в реальном мире. Мы не публикуем ни открытую, ни скрытую рекламу продуктов и услуг, за исключением наших спонсоров, реклама которых может публиковаться только в явном виде. Мы стараемся сохранять независимость от поставщиков программного обеспечения или иных решений.
Таким образом, верный ответ – «Новостной поток и личные блоги»
Вопрос 17
По данным ISO, стандарт ISO/IEC 20000 содержит (будет содержать) следующие части:
- 1 и 2
- 1, 2, 3 и 4
- 1, 2, 3, 4, 5 и 6
- 1, 2, 3, 4, 5 и 8
Ответ:
Верный ответ – 1, 2, 3, 4, 5 и 8.
Понять это невозможно, это надо знать. Мы узнали об этом вот отсюда: https://realitsm.ru/2010/08/iso-i-standarty-po-itsm-poslednie-izvestiya/
Вопрос 18
Число российских компаний, прошедших сертификацию ISO 20000, составляет по данным RealITSM.ru
- 10
- 9
- 11
- Около 27
Ответ:
Верный ответ знают те, кто следит за реестром ISO 20000 на портале Real ITSM или за его зеркалом на сайте itSMF-Россия.
На дату проведения конференции верный ответ – «10».
Указанный реестр содержит также информацию об охвате сертификации в каждом случае.
Вопрос 19
Первый в Европе мастер-класс по Real ITSM прошел 1 апреля 2010 года
- В Центральном доме предпринимателей
- В Государственном Университете Управления
- В Высшей Школе Экономики
- В Цирке на Цветном бульваре
Ответ:
Ответ на этот вопрос знали многие участники викторины, оказавшиеся также и участниками упомянутого мастер-класса. Некоторые из них в свое время познакомились с ITSM (не реальным, а ортодоксальным), будучи слушателями программы MBI Высшей Школы Бизнеса Государственного Университета Управления, в стенах которого и был проведен первоапрельский мастер-класс.
Верный ответ – «в Государственном Университете Управления»
Вопрос 20
Значок ITIL Expert представляет собой…
- Красный ромб
- Оранжевый ромб
- Голубой ромб
- Голубой нимб
Ответ:
Вообще-то OGC/APMG больше не выдают никаких значков ITIL Expert’ам.
Но EXIN в продолжение давней традиции разработал новую систему цветовой дифференциации, и в ней ITIL Expert'ам достался ромб, обозначенный цветом “lilac”, что вроде бы значит «сиреневый». Но на самом деле он голубой.
Верный ответ – «голубой ромб».
Нимбы у ITIL Expert'ов (если таковые наблюдаются) не имеют отношения к сертификации ITIL.
По Вопросу №5 есть продолжение: читать так «Ушел Хает, закончилась эпоха. Пришел Антон. Да здравствет король!».