Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Достижимая стадия?

Прочитал на днях записки одного бизнесмена. В них он описывает стадии развития своей компании. По его мнению, таких стадий три (я думаю, что только ими весь генез не исчерпывается, но это текущее мироощущение автора тех записок). Краткий пересказ.

Стадия 1. “Я лидер, я сказал!”. На этой стадии самый “умный” – лидер. Остальные – его “слуги”. Лидер говорит, что им делать, они выполняют. Задача лидера на данной стадии развития компании – говорить, что именно, и кому делать.

Стадия 2. “Бюрократия”. Описаны процессы, прописаны регламенты. Внедрены штрафы. Система! Всё крутится, работает ровно, но ошибки всё равно возникают. Ищут виновных, потом наказывают, штрафуют. При этом компания развивается медленно. Что-то внедрить очень сложно. Люди, которые сидят на информационных потоках и направляют бумажки с согласованиями через себя – самые значимые в компании, хотя они фактически ничего не создают и не развивают. Задача лидера – всё прописать, не забыть различные варианты развития событий, развилки, условия и т.п.

Стадия 3. “Команда”. Со временем приходит понимание, что никакими регламентами и инструкциями невозможно описать все-все-все ситуации. Соответственно, каждый сотрудник должен уметь быстро, самостоятельно принимать решение в нестандартной или новой ситуации. Для этого нужно взаимное доверие между компанией и сотрудником. У сотрудника должно быть право тратить деньги компании и право на ошибку. Для взаимного доверия важны очень правильные люди, их глубокое обучение, их вовлечённость и приверженность целям компании. Задача лидера – быть образцом и носителем корпоративной культуры, подобрать людей, которым можно доверять, учить их.

Стадия 1, по моему опыту, характерна для небольших компаний. Директивное управление, личный контроль. Лидер, будучи даже многих пядей во лбу, не всегда способен единолично ставить задачи всем. С ростом компании это особенно заметно. А значит, осуществится переход на другую стадию. Собственно, поэтому мне и интересны последующие стадии: 2 и 3. А собенно – переход со стадии 2 на стадию 3.

Компании, находящиеся на стадии 2 – средние и крупные предприятия. Пласт их может быть представлен как сильно зарегулированными организациями, где на каждый “чих” может быть отдельный документ, так и, наоборот, компаниями, где регламентов мало, либо они “в процессе” создания. И белые пятна отсутствующих регламентов распространяются на довольно большие куски бизнес-процессов. Здесь важно то, что в подобных компаниях присутствует определённая культура. Культура, ставящая на первое место следование регламенту / предписанию. Нежелание брать на себя ответственность, избегание её в тех случаях, где это не зафиксировано соответствующим нормативным документом или рабочей / должностной инструкцией – норма.

Читая описание компании на стадии 3, я прямо ощущаю дух манифеста Agile и нашей недавно изданной книги: «доверие», «право на ошибку, обучение на своих ошибках», «мотивированные правильные люди»… Сам автор записок, кстати, оценивает состояние своей компании как переходное между стадией 2 и стадией 3. Он искренне верит, что стадия 3 достижима.

Я задумался – возможен ли полный переход со стадии 2 на стадию 3? С точки зрения наёмного сотрудника разве не рационально поведение избегания ответственности? «Инициатива наказуема». «Выскажешь идею – потом сам её и будешь реализовывать». «Лучше не лезть на рожон»… Подобного я наслушался в избытке, когда работал на стороне, как принято говорить, «заказчика». И подобная точка зрения широко распространена среди основной массы сотрудников организации – рядовых специалистов.

Вполне допускаю, что ключевые высокопрофессиональные – и в силу этого – важные специалисты уже давно мотивированы и следуют ценностям компании стадии 3. А как быть с остальными? Ведь именно они обычно являются якорем, крепко удерживающим текущую стадию развития компании.

По К. Марксу (“Экономико-философские рукописи 1844 г.”) нужно стремиться сделать так, чтобы результаты отчуждаемого труда работников шли на развитие общества (в нашем случае – компании в целом), что приведёт к росту благостостояния сотрудников – то есть это развитый соцпакет, возможно, владение акциями. Но пойдут ли на это учредители / владельцы коммерческой компании, единственная цель которой – прибыль? На мой взгляд, вряд ли, ну или в очень редких случаях.

Соответственно, мне пока видится довольно печальный (с точки зрения гуманности) путь – автоматизация работы, которая выполняется теми самыми рядовыми сотрудниками. Таким образом, радикально снижается их численность, якорь исчезает. Но единственен ли этот путь?

Комментариев: 3

  • AlexanderK

    “довольно печальный (с точки зрения гуманности) путь – автоматизация работы”
    Какой плавный переход к технологиям 🙂 Однако там всё те же вопросы, что и в бизнесе, разумеется, если мы говорим о ITSP.

  • Денис, мне кажется что в любой средней и тем более крупной компании рассматривать такую классификацию как стадии не очень корректно. Они в порядок прохождения не выстраиваются, а могут наблюдаться одновременно.
    Более того, их всего три, что, на мой взгляд, сильное упрощение.

  • Sinan Aliyev

    Мне кажется и вторая и третья стадия есть в ITIL. ведь ITIL не говорит что возможно стандартизировать всё. Тем не менее, управляя знаниями, можно превращать tacit знания в explicit и это нужно делать. Для крупных компаний, где коммуникация и культура является настоящим челенджем, процедуры, политики – отличный способ хоть как то организовать утвержденные практики.
    Третья стадия присутствует, если есть постоянное улучшение, что также есть в ITILv3, а теперь в ITIL4 оно практически вездесуще. Если политики по циклу Деминга (PDCA) это P (планирование), то уже при разработке политике надо задуматься о C (проверка и контроль), чтобы потом улучшать. Делается это в малых итерациях или вотерфоллом зависит от харатера обновления. Ведь обновление это по сути изменение, а изменения бывает корректирующие, трансформируещие и тп.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM