Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Заметки о курсах в корпоративном формате

mtvtПроведение корпоративных тренингов является отдельным вызовом для консультанта. Поскольку ваш покорный слуга некоторое время назад был вовлечен в тренерскую работу, то я хотел бы рассмотреть различия в проведении обучающих мероприятий для открытой и для корпоративной аудитории.

Перед проведением корпоративного курса в обязательном порядке проводится встреча с заказчиком, на которой обсуждаются:

  • Цель курса;
  • Требования к контенту курса;
  • Уровень готовности слушателей;
  • Способы измерения достижения цели/эффективности курса.

Цель курса

Целями курса в открытой группе почти всегда являются:

  • Приобретение/систематизация знаний в предметной области; курс содержит контент классических источников знаний или библиотек;

  • Подготовка к сертификации (там где курс является пререквизитом экзамена).

На корпоративном курсе основной целью является приобретение/систематизация знаний в предметной области. Но в отличие от открытой группы, кроме общеприменимых источников знаний в курсе должны быть учтены требования действующих на предприятии стандартов или требования законодательства, регламентирующие эту предметную область.

Подготовка сотрудников к сертификации, как цель обучения, в корпоративном формате чаще становится менее приоритетной. Но у наших слушателей в любом случае остается возможность сдать экзамен уже по собственной инициативе, если прослушанный ранее курс являлся сертифицированным.

Требования к контенту курса

Контент курса открытой группы максимально приближен по структуре к официальному силлабусу, теоретический материал дополняется практическими заданиями для закрепления ключевых знаний или навыков.

Контент курса корпоративного обучения может отступать от официального силлабуса, если с курса снимается требование быть пререквизитом экзамена. Стратегия развития ИТ или идущие в организации заказчика проекты могут накладывать дополнительные требования на содержимое определенных функциональных областей курса. Если в организации принято решение о следовании определенных стандартам, методикам оценки, то эти стандарты и метрики должны быть увязаны с излагаемым материалом и по возможности проиллюстрированы дополнительными практическими материалами. Такой глубокий уровень кастомизации курса невозможен без участия заказчика, который предоставляет описание стандартов и методик, текущих задач и практических кейсов, иллюстрация которых на курсе поможет слушателям успешно с ними справляться в последующем. Если предоставление таких материалов затруднено, или время на кастомизацию курса отсутствует, то заказчик лишь указывает разделы, которые должны быть изложены с максимально возможной детальностью и вниманием к практическим деталям, а тренер подбирает материалы под интересующие заказчика акценты и практики самостоятельно.

Вариант с глубокой кастомизацией курса и интеграцией существующих кейсов очевидно является более дорогим, чем вариант с выделением акцентов, поэтому он не очень популярен. Зачастую компании стремятся познакомиться с "best practice", и это также склоняет их к более консервативному курсу.

Готовность группы

При проведении открытого курса фактических требований к аудитории нет. Если проводимый курс опирается на некоторые базовый курс с основами, то это чаще всего указывается в описании курса на сайте, но фактически слушатель, не владеющий терминологией, с которой знакомятся на основах, все равно сможет получить от прохождения курса определенные полезные ему знания. Да, вероятно для него это будет непросто, и мы иногда сталкиваемся с негативными отзывами в этой связи. Поэтому, если вы заинтересованы в получении максимального эффекта от курса, то нашей настоятельной рекомендацией является первоочередное прохождение курсов основ, если это ещё не было сделано ранее. 

В закрытом корпоративном формате, в силу того что состав, количество, роли и компетенции участников оговариваются, у тренера появляется возможность предусмотреть и аккуратно донести материал до аудитории там, где его восприятие группой может быть затруднено.

Измерение эффективности курса

В открытых группах оценка эффективности курса определяется лишь результатом опросов, осуществляемых при помощи анкет при завершении курса. Оценка опирается на субъективные мнения участников о содержании и изложении курса, тренере, собственных ожиданиях.

Корпоративные курсы требуют организации объективного измерения полученных знаний с использованием специально разработаных тестов. Объем и способ тестирования оговариваются заранее, и тренер подготавливает требуемые материалы к началу обучения. Так же как с кастомизацией курса, опция разработки инструмента целевого тестирования под конкретную группу может потребовать дополнительных трудозатрат и определенного времени, что влияет на общую стоимость курса. Использование стандартных публичных экзаменационых материалов (если они существуют) позволяет  уеньшать эти затраты.

От лица непосредственного участника процесса могу сформулировать следующее: переключение занятости между проектными работами и тренерской деятельностью привносит значительное количество выгод обеим направлениям из-за эффекта "перекретного опыления". Проектные работы дают целый спектр живых практических задач, которые необходимо решать во многих компаниях, и этими примерами можно и нужно обогащать академический материал курса. С другой стороны, работа тренера вынуждает более подробно и внимательно погружаться в несколько разных источников знаний, синхронизировать их, что позволяет подходить к работам по оценке и проектированию с большей готовностью. 

Применяемый нами ответственный подход к разработке и подготовке курса находит свое отражение в откликах, получаемых от слушателей курсов, что радует и помогает оперативно выявлять и устранять недостатки.

В завершение у меня к вам есть два вопроса:

  • С точки зрения практиков, нам интересна ваша обратная связь, если вы ранее были нашими слушателями в открытом и/или корпоративном формате. Какая форма курса была для вас более полезна?
  • Не самая простая рыночная ситуация в стране является для многих выгодной, с точки зрения персонального профессионального развития. Каковы ваши ожидания от корпоративного обучения на этот или следующий год? Готовы ли компании в которых вы работаете сейчас обучать сотрудников, и если да, то чему?

 

Учебные курсы и сертификация
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 2

  • Nargiza Suleymanova

    С точки зрения практиков, нам интересна ваша обратная связь, если вы ранее были нашими слушателями в открытом и/или корпоративном формате. Какая форма курса была для вас более полезна?

    Слушала ваши курсы исключительно в открытом формате, в котором нахожу много плюсов для себя. Выделю, пожалуй, самые важные:

    1. обмен опытом между представителями совершенно различных сфер деятельности. очень интересно узнать, какие проблемы и задачи стоят в различных областях, и, собственно, как их решают

    2. новые люди, с которым срабатываешься (или не срабатываешься 🙂 ) во время выполнения практических заданий. получаешь бесценный опыт в плане развития личных коммуникативных навыков


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
    • Что люди не понимают в управлении потоком создания стоимости
      Нет ничего плохого в самом управлении потоками создания ценности (VSM), но есть много плохого в том, как его рассматривают и обсуждают блогеры, отраслевые маркетологи и другие, которые часто смешивают его с DevOps и Agile. Это не одно и то же.
    • 5 основных тенденций развития искусственного интеллекта и машинного обучения на 2022 год
      Вот несколько основных тенденций, к которым вашему бизнесу стоит начать готовиться. Искусственный интеллект и машинное обучение становятся доминирующей частью технологической
    • 6 тенденций в ИТ, за которыми нужно следить
      Чтобы выжить во время пандемии, организации обратились к ИТ, чтобы помочь справиться с последствиями - как негативными, так и позитивными. В некоторых отраслях, таких как телемедицина и видеоконференции, бизнес резко вырос, и ИТ-отделам таких компаний пришлось в спешке справляться с нагрузкой. В других, например, в сфере путешествий и развлечений, бизнес резко просел. Кроме того, возобновилось стремление к цифровой трансформации.
    • Восход Desktop-as-a-Service: что это такое и зачем вам это нужно?
      Широкое распространение облачных вычислений добавило в наш словарь множество сокращений, наиболее распространенными из которых являются SaaS, PaaS и IaaS. Действительно, наступила эра облачных решений, которые доставляют программное обеспечение, платформу и инфраструктуру потребителям и предприятиям по запросу и с оплатой по мере использования.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT