При проектировании процессов обычно худо-бедно организуют взаимодействие команд: входы-выходы, правила эскалации, распределение ответственности и другие полезные штуки помогают менеджеру процесса поддерживать плавное течение работ – без задержек, обратных передач и циклических переадресаций. И пока в процессе участвуют сравнительно небольшие команды, все это работает более или менее так, как проектировалось.
Но ведь бывает и так, что участвующие в процессе команды довольно велики, сложны и развивают свою собственную практику, свои процедуры, свои контроли. Такие команды готовы встраиваться в общий процесс, но не хотят отказываться от собственных наработок – иногда потому, что это означает фактически снижение зрелости, ослабление контроля. А иногда – потому, что просто не любят подстраиваться. В результате менеджер процесса получает в своем процессе один или несколько непрозрачных черных ящиков, каждый из которых взаимодействует в процессе в полном соответствии с регламентом, но как устроен внутри – неизвестно.
С одной стороны – может, оно и неплохо. Пока каждая группа в процессе работает в соответствии с регламентом, в сроки укладывается и в коммуникациях участвует эффективно, менеджер процесса может быть спокоен. Когда в моем процессе участвует команда внешнего поставщика, я ведь в большинстве случаев не знаю, как устроена ее работа, и не стремлюсь узнать. А если она готова работать в моей системе по моим правилам – я вообще счастлив. Вероятно, тот же принцип может работать и в отношении внутренних команд.
Но в то же время такой подход запросто может привести к тому, что практики управления и контроля разных команд разойдутся настолько, что целостность процесса окажется под угрозой. Вот лишь несколько примеров возможных в такой ситуации неприятностей:
- Процедуры внутри команды требуют от системы автоматизации функциональности, не востребованной общим процессом. Не получая этой функциональности в общей системе, группа начинает использовать свои внутренние инструменты для регистрации и контроля работ;
- Отчетность о работе группы, полученная в процессе, и собственная отчетность группы могут давать разную информацию, что становится поводом для конфликтов;
- Несмотря на формальное следование общему процессу, сотрудники и руководители группы ориентируются в своей работе на собственные процедуры и правила, в команде формируется и развивается подход "мы и они", противопоставляющий группу и других участников процесса во главе с его менеджером.
Насколько актуальна описанная ситуация, приходилось ли вам управлять процессом в подобных условиях? Есть ли проблема, или описанные трудности искусственны и на самом деле никому не мешают? Если такая проблема есть, приходилось ли вам встречать красивые решения для нее?
Проблема есть. Красивого решения не нашел. Сейчас изучаю все, что могу найти по теме управления аутсорсингом, т.к. проблема именно с ним.