По результатам 2015 г. (отчет «2015 Support Center Practices & Salary Report») ассоциация HDI назвала топ-10 важнейших навыков для сотрудников сервис-деска, которые важно учитывать при их найме и продвижении:
- Навыки обслуживания клиентов (умение задать необходимые вопросы для выявления проблемы и ее причин).
- Навыки общения.
- Быстрая обучаемость.
- Навык диагностики и решения проблем.
- Способность работать под давлением.
- Адаптивность.
- Навыки работы в команде.
- Навыки межличностного общения.
- Опыт работы в поддержке пользователей.
- Честность.
В следующей таблице — статистика HDI о том, какие качества в действительности развивают в реально существующих сервис-центрах (из того же отчета). Вы удивитесь, но и здесь навыки обслуживания клиентов — на первом месте.
А вот какие факторы влияют на оклады сотрудников сервис-центров (из того же отчета):
- Навыки обслуживания клиентов.
- Качество работы.
- Выполнение плана по KPI.
- Опыт работы в сервис-деске.
- Расширение круга обязанностей.
Тенденция налицо: главное, за что любили и жаловали сотрудников сервис-десков в последние годы — это пользовательский опыт. По сути дела, это означает только одно — сотрудник сервис-деска тем «лучше», чем больше сочувствия он проявляет к ситуации конечного пользователя и чем лучше выслушивает его проблемы — а также, конечно, чем лучше он ориентируется в продуктах, услугах и вариантах решений. И это коренным образом изменило отношение к технической поддержке, которое существовало в организациях в 80–90-е гг. прошлого века, когда у сотрудников сервис-десков ценилась в первую очередь техническая подготовка.
Но скоро этот маятник качнется в обратную сторону — сегодня пользователи вновь становятся более требовательными к техническому уровню ИТ-сервиса в своей компании. Причина — повышение влияние самообслуживания в системе корпоративных ИТ.
Ряд простых задач сервис-десков (техподдержка уровня 1) выполняют сотрудники без специальной технической подготовки, следующие инструкциям, заложенным в скриптах сервис-деска. То же самое прекрасно могут делать технически грамотные сотрудники заказчика. А это значит, что существенная часть техподдержки «уровня 1» сдвинется на «уровень 0» — к самим пользователям.
Что в этом случае останется на долю сервис-десков? Число кейсов поддержки уменьшится, но это будут более сложные случаи, требующие от сотрудников команд техподдержки гораздо больше, чем умение читать скрипты. То есть сотрудникам сервис-деска потребуется больше технических навыков.
Правда, сотрудники корпораций уже не перестанут ценить пользовательский опыт ИТ. И это значит, что мы сможем наблюдать любопытное противоречие — если в 80–90-х гг. главным качеством для сотрудника техподдержки были специальные знания и техническая грамотность, а в 2000-х фокус съехал на клиентоориентированность, то сегодня требуется и то, и другое — и в этом суть изменений кадровых требований к сотрудникам сервис-десков, которые, по мнению HDI, станут актуальными уже в будущем году.
Можно ли говорить о применимости этой статистики и этих выводов к России? Полнокровной статистики, такой, как отчет HDI, у нас нет, но опросы людей, имеющих опыт работы в российских и зарубежных компаниях разного масштаба за последние 20–25 лет показывают, что период технически-грамотной техподдержки мы успешно «проскочили» и попытались впрыгнуть сразу в клиентоориентированную поддержку. Насколько ощутимо сегодня повышается уровень сервиса корпоративной техподдержки в России — вопрос, который хотелось бы задать читателям.
Сравните ЗП на HH у менеджеров ServiceDesk и у веб или мобайл-программистов, понятно станет реальная востребованность в России клиентоориентированности и прочих умных "лучших практик" в этой сфере.