Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

“Человек процесса”, “человек проекта”…

На днях встречался с представителем заказчика. Как это часто у меня бывает, подобные встречи всегда дают пищу для размышлений, заставляют по-другому взглянуть на вещи, порадоваться, как одним ёмким выражением передаётся и подчёркивается суть вещей. В этот раз я восхитился отношением к одному из распространённых понятий.

Часто ли вы слышите в своей повседневной рабочей деятельности выражение "он  – человек процесса" или "для неё важен процесс"? Я – регулярно. Обычно в эти выражения вкладывается негативный подтекст. Ну а как же – процесс же, что-то длительное, без видимых и осязаемых в ближайшей перспективе результатов, с туманными целями. И человек, награждаемый подобными эпитетами, в глазах окружающих выполняет однообразную, скучную работу, зачастую, как им представляется, ради работы. Противопоставляется печальному собирательному образу "человека процесса" образ "человека результата" – сияющий герой и удачливый молодец.

Человеческая память коротка, и поэтому на небольшом временном отрезке запоминаются события, ограниченные по времени. Таковыми являются проекты. В проектной деятельности очевидна нацеленность на конечный результат. Соответственно, и образ "человека проекта" обычно связывается с достижением результатов. В противовес "человеку процесса" из деятельности процессной. Но не всё так просто. Жизнь – не строго "чёрное" и "белое".

В обсуждении меня восхитила молниеносная ремарка моего собеседника на мою фразу про то, что в такой большой компании с таким большим операционным штатом работа в проекте – это работа на результат, поскольку явно непросто воспарить над каждодневной рутиной. "Что Вы", – ответили мне, – "Проект – это лишь начало. Довести до конца задуманное – вот, где результат. Здесь люди свои жизни над этим проводят". И как-то сразу померк и уменьшился образ успешного "человека проекта".

По долгу службы приходится встречаться и погружаться в организационное устройство компаний. В большинстве из них всё примерно одинаково. В крупных компаниях важна регламентация деятельности. Это – основа её стабильности в операционном плане. Сложно представить, чтобы один сотрудник выполнял какую-либо производственную операцию своим способом, а другой – своим. Собственно, на то и направлены проекты по организации деятельности / процессов. Определяем шаги процесса, проектируем его. Идентифицируем и назначаем исполнителей на процессные роли. Готовим и настраиваем, при неоходимости, средства автоматизации. Далее – запускаем, отслеживаем, как запустился. Через некоторое время можем снова проконтролировать, помочь с корректировками. Но рано или поздно уходим. В новые проекты.

В организации остаётся менеджер процесса. Тот самый "человек процесса", задачей которого будет двигать свой процесс, следить, чтобы он развивался и жил, то есть приносил те результаты, ради которых был спроектирован и запущен, а не стагнировал и атрофировался. Сложно? Да.

Организационная инерция велика. День за днём придётся преодолевать сопротивление, менять окружающую сложившуюся культуру. Что потребуется? Воля, многолетнее упорство и труд. Не все это выдерживают. Но те, кто успешно развили свой процесс, поддерживают его в соответствии с текущими реалиями и потребностями организации – настоящие "люди результата". В некоторых случаях это будет повесомее отдельных проектов. Поэтому не спешите клеить обидный ярлык "человеку процесса".

Комментариев: 3

  • Илья Рунов

    Разве мы достигаем обычно "бизнес" целей за пределами проекта? Я к тому, что команда, создающая метлу не всегда потом обеспечивает чистоту улиц. В этом контексте фраза "Здесь люди свои жизни над этим проводят" не выглядит странной.

    Кстати, мне кажется сложным противопоставлять "человека процесса" и "человека результата" (проекта). Мне кажется, некоторые проектные методологии не пытаются разделить понятие процесса и проекта. Может быть не самый лучший пример, и все же:

    "…A project consists of a unique set of processes consisting of coordinated and controlled activities with start and end dates, performed to achieve project objectives…"

    http://www.vanharen.net/blog/project-management/iso-21500-guidance-project-management-3-minutes/

    • Илья, да, согласен с Вами. В проектной деятельности свои процессы. Но проекты скоротечны, а операционная деятельность – длиною в жизнь компании.

  • Потов Вячеслав

    В подобных дискуссиях для себя вывел аргумент, что в большинстве случаев (наверное только если речь не идёт об RnD), конечная ценность для организации формируется как раз в рамках операционной деятельности. Разработка и внедрение – это скорее "инвестиция".

     

    Но в целом, почти не встречал такого противопоставления в контексте превысить одно понятие над другим. Намного чаще это всплывает в разрезе конфликта интересов на ресурсы. Где человек – на проекте, или в процессе. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM