Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Checklist: регламент процесса

proc_docРегламент процесса – это способ донести до людей, как и зачем они исполняют ту или иную работу, с кем взаимодействуют, как контролируются и оцениваются.
Разрабатывая регламент процесса, важно стараться написать его как можно короче. Не нужно пытаться предусмотреть все возможные варианты и повороты событий, описать всё на уровне детального компьютерного алгоритма. Жизнь все равно разнообразнее. Куда важнее сделать акцент на взаимодействии участников и выявлении отклонений в процессе.
На наш взгляд, хороший регламент процесса должен содержать следующие разделы (давать ответы на следующие вопросы):

  • Назначение процесса
  • Задачи / ключевые практики процесса (о назначении, целях и задачах написано здесь)
  • Принципы организации процесса (иногда называемые политиками):

    • объект управления;
    • ответственность за процесс (определение, организацию и контроль, исполнение);
    • границы процесса (функциональные, организационные, территориальные) и связь с другими процессами;
    • методические источники;
    • основные принципы управления;
  • Общее описание процесса:

    • организационная структура и взаимодействие участников процесса;
    • автоматизация процесса;
    • другие разделы, специфичные для процессов (определение приоритетов и сроков обработки, порядок функциональной и иерархической эскалации и так далее);
  • Роли и области ответственности:

    • роли процесса;
    • распределение ответственности (RACI);
    • правила назначения исполнителей на роли процесса (совмещение процесса с оргструктурой);
  • Порядок исполнения процесса:

    • процедуры процесса;
    • по каждой процедуре:

      • условия запуска;
      • ответственность за исполнение;
      • порядок исполнения и взаимодействия;
      • результаты исполнения и переходы;
  • Измерение и оценка процесса.
ITIL 4 Foundation, DSV, DPI, CDS, HVIT, DITS
и другие интересные аббревиатуры от соавторов ITIL 4

Комментариев: 2

  • Руфат

    Коллеги, не сочтите за рекламу, но рискну порекомендовать большое руководство по написанию регламентов авторства Демидова Евгения Евгеньевича "Пишем регламент: рекомендации по разработке" по ссылке http://www.cfin.ru/management/people/instructions/rules.shtml

    Совсем недавно сам участвовал в написании некоторого регламента и правках еще двух. Использовал руководство и как чек-лист по правильности наполнения, и как рекомендации для соблюдения формы.

  • Игорь

    Коллеги, описание содержания регламента процесса с такой полнотой и учетом специфичеких особенностей заслуживает высокой оценки,

    Но, тем не менее, при определении содержания регламента, как документа, который описывает процесс, необходимо учитывать уровни процессной иерархии. Процесы, описывающие взаимодействие участников, все-таки могут иметь меньше подробностей. Процессы, которые должны быть автоматизированы, наиболее скрупулезно описываются на методологическом и технологическом уровнях, что позволяет регламентировать их с исчерпывающей детализацией на транзакционном уровне,

    Если касаться предложенного варианта содержания регламента, то из структурированного набора процессной атрибутики почему-то невозможно определить, что Регламент может описывать сценарии процесса, а также нет в нем самой модели процесса.с указанием ее нотации.

    Иногда, например, в регламенте, описывающем взаимодействие с пользователями, полезно отразить схему взаимодействия, отражающую каналы доступа, уровни поддержки и эскалацию между уровнями, обратными связями для взаимодействия с пользователями.   

    Представляется, что описание сценариев и наличие моделей (процесса и его процедур) позволяет содержанию регламента быть более цельным и наглядным, так как только текстовое описание не позволяет использовать процесс с максимальной выгодой для его участников.  

     


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM
;