Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Checklist: регламент процесса

proc_docРегламент процесса – это способ донести до людей, как и зачем они исполняют ту или иную работу, с кем взаимодействуют, как контролируются и оцениваются.
Разрабатывая регламент процесса, важно стараться написать его как можно короче. Не нужно пытаться предусмотреть все возможные варианты и повороты событий, описать всё на уровне детального компьютерного алгоритма. Жизнь все равно разнообразнее. Куда важнее сделать акцент на взаимодействии участников и выявлении отклонений в процессе.
На наш взгляд, хороший регламент процесса должен содержать следующие разделы (давать ответы на следующие вопросы):

  • Назначение процесса
  • Задачи / ключевые практики процесса (о назначении, целях и задачах написано здесь)
  • Принципы организации процесса (иногда называемые политиками):

    • объект управления;
    • ответственность за процесс (определение, организацию и контроль, исполнение);
    • границы процесса (функциональные, организационные, территориальные) и связь с другими процессами;
    • методические источники;
    • основные принципы управления;
  • Общее описание процесса:

    • организационная структура и взаимодействие участников процесса;
    • автоматизация процесса;
    • другие разделы, специфичные для процессов (определение приоритетов и сроков обработки, порядок функциональной и иерархической эскалации и так далее);
  • Роли и области ответственности:

    • роли процесса;
    • распределение ответственности (RACI);
    • правила назначения исполнителей на роли процесса (совмещение процесса с оргструктурой);
  • Порядок исполнения процесса:

    • процедуры процесса;
    • по каждой процедуре:

      • условия запуска;
      • ответственность за исполнение;
      • порядок исполнения и взаимодействия;
      • результаты исполнения и переходы;
  • Измерение и оценка процесса.
Учебные курсы и сертификация
специалистов по ИТ-менеджменту

Комментариев: 2

  • Руфат

    Коллеги, не сочтите за рекламу, но рискну порекомендовать большое руководство по написанию регламентов авторства Демидова Евгения Евгеньевича "Пишем регламент: рекомендации по разработке" по ссылке http://www.cfin.ru/management/people/instructions/rules.shtml

    Совсем недавно сам участвовал в написании некоторого регламента и правках еще двух. Использовал руководство и как чек-лист по правильности наполнения, и как рекомендации для соблюдения формы.

  • Игорь

    Коллеги, описание содержания регламента процесса с такой полнотой и учетом специфичеких особенностей заслуживает высокой оценки,

    Но, тем не менее, при определении содержания регламента, как документа, который описывает процесс, необходимо учитывать уровни процессной иерархии. Процесы, описывающие взаимодействие участников, все-таки могут иметь меньше подробностей. Процессы, которые должны быть автоматизированы, наиболее скрупулезно описываются на методологическом и технологическом уровнях, что позволяет регламентировать их с исчерпывающей детализацией на транзакционном уровне,

    Если касаться предложенного варианта содержания регламента, то из структурированного набора процессной атрибутики почему-то невозможно определить, что Регламент может описывать сценарии процесса, а также нет в нем самой модели процесса.с указанием ее нотации.

    Иногда, например, в регламенте, описывающем взаимодействие с пользователями, полезно отразить схему взаимодействия, отражающую каналы доступа, уровни поддержки и эскалацию между уровнями, обратными связями для взаимодействия с пользователями.   

    Представляется, что описание сценариев и наличие моделей (процесса и его процедур) позволяет содержанию регламента быть более цельным и наглядным, так как только текстовое описание не позволяет использовать процесс с максимальной выгодой для его участников.  

     


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • 3 стратегии, которые помогут вашей команде принять метрику потока
      Вам необходимо эффективно управлять рабочими процессами, чтобы иметь возможность постоянно предоставлять ценность своим клиентам. Именно здесь в игру вступают метрики потока. Метрики потока являются основной движущей силой оптимизации процессов.
    • Новая модель предоставления ИТ-услуг: почему вам нужно ориентироваться на продукт
      Традиционно ИТ-организации делят все предоставляемые ими услуги на три уровня: инфраструктура (инфраструктура как услуга), платформа (платформа как услуга) и приложения
    • Как DevOps-командам следует использовать метрики DORA
      С момента выхода в 2018 году книги «Accelerate: Наука о бережливом программном обеспечении и DevOps», показатели DORA, которые она представила, стали популярным
    • Лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего
      На конференциях по всяким Agile и DevOps мы часто слышим слово «unlearn» — забудьте то, что вы знали ранее! Измените свои представления о мире! Всё устроено
    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT