Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Соц.соревнование как стимул и мотиватор

На прошлой неделе проводили сразу три одновременные игры "The Challenge of Egypt – управление проектами" у одного хорошего и постоянного клиента, который приглашает нас на свои корпоративные ежеквартальные выездные сессии уже третий раз подряд. И на каждой такой сессии мы проводим 3-4 параллельные деловые игры для сотрудников различных подразделений.

Впечатлений, как обычно, множество, но особенно яркое – соревновательность команд. Я и раньше замечал насколько участникам интересно то, что происходит "у соседей", но в этот раз дошло аж до разбора получившихся пирамид и проверки "что у них там внутри, не сжульничали ли при постройке?". Ну и традиционные вопросы "а как они посчитали бюджет и не ошиблись ли в учёте затрат", конечно же.

(на иллюстрации – результаты работы трёх независимых проектных команд 25.02.2013)

 

Такая соревновательность встречается не только в бизнес-симуляциях. Я хорошо помню, как мы ввели нечто похожее на позапрошлом месте моей работы, когда инженеры технической поддержки сравнивали значения KPI друг друга. Совершенно определённо это приводило как минимум к увеличению количества выполненной работы, а также к оценке и обсуждению качества (характера) выполненных заявок и нанесённой пользы. Отдельных сотрудников это также подстёгивало к повышению собственной компетенции.

Что нужно, чтобы организовать социалистическое соревнование? Не так уж много:

  1. потребуется коллектив сотрудников примерно одинаковых должностей, или несколько групп, работа которых очень схожа;
  2. необходимо заранее определить KPI, отражающие суть работы и требуемые результаты, а также договориться о способе расчёта значений этих KPI;
  3. следует придумать регулярные точки контроля, в которых участники могут увидеть собственные достижения и сравнить их с другими.

Дальше – дело техники. Задачей и ответственностью руководителя станет поддержание этой "игры", вовлечение в неё максимального количества участников и направление с помощью новых KPI работы сотрудников в нужное русло.

Что интересно – опыт показывает, что совершенно необязательно придумывать награды и поощрения. Безусловно, с ними лучше и веселей, но сам факт наличия соревнования – уже серьёзный мотиватор.

Коллеги, а есть ли у вас примеры каких-либо производственных соревнований? Работает или нет?

Комментариев: 9

  • У “соревновательности” есть риски, о которых все почему-то забывают \ не пишут.
    Все мы помним средне статическую школу и то, как в ней относились к отличникам.

    Ошибки при проектировании KPI, способов мотивации могут крайне негативно повлиять на рабочий процесс и микроклимат в команде. Детальной проработкой вопроса, управлению рисками при проектировании подобных методов мотивации обычно никто не занимается.

    Убедить коллег, что дело “техники” по сути является сложной, нетривиальной задачей сложно, учитывая популярность игровых сервисов вроде Foursqueare.

    Очень подробно о рисках и нюансах подобных игровых методов мотивации рассказано на хабре,рекомендую:
    http://habrahabr.ru/company/uidesign/blog/165779/

    • Владимир, почему-то комментарий попал в спам, я его оттуда только что вытащил. Сорри.

      По сути: я полностью согласен, что без головы никуда. Нужно подумать, придумать, затем воплощать.

  • Vladimir Kapustin

    Есть аналогичный положительный опыт с техподдержкой – у них всегда есть в доступе страничка с таблицей результатов. А вот с разработчиками сложнее – как только не танцевал с графиками индивидуальными. Лучше всего вовлечённость в коллективный труд стимулирует.

    • Хм, интересно чем разработчики такие особенные…

      • Vladimir Kapustin

        Наверное, тем, что у них не так однозначно можно всё усреднять и сравнивать.

      • Vladimir Kapustin

        При этом у техподдержки наоборот – коллективные KPI не взлетели. Т.к., видимо, они меньше чувствуют весомость вклада каждого и меньше возможностей контроля за тем, что делают коллеги.

    • Анастасия Кировская

      Сразу вспомнился фильм “Пираты силиконовой долины” и как 2 группы разработчиков Apple м/у собой соревновались..
      Насчет вовлеченности в коллективный труд – некоторые выдержки из scrum по этому вопросу кажутся очень здоровыми: утренний 15-минутный митинг, доска (не виртуальная) с задачами, каждый вычеркивает выполненные им задачи.
      В целом получается, работники видят общий список задач, видят что результат проекта зависит в т.ч. и от него.
      При завершении задачи он ее вычеркивает из списка – понимает что реализация проекта благодаря ему в т.ч., подходит к концу. А также он видит, как другие вычеркивают свои задачи из общего списка, что подгоняет его не сидеть весь день/неделю в интернете, а выполнять и свои задачи. Вроде интеллектуального вызова…

      • Vladimir Kapustin

        Именно на scrum это и заметил. Сейчас используем что-то типа модернизированного kanban.
        А кино не смотрел – стоит?

        • Анастасия Кировская

          Это старенький фильм об успешной реализации двух ИТ-проектов “Домашний ПК” двумя разными руководителями (Б.Гейтс, С.Джобс). Каждый использовал разные способы для реализации проекта: в т.ч. обман, подкуп, лицемерие и др. Фильм – наглядная иллюстрация принципа “лучший способ спрогнозировать будущее – изобрести его”, также вроде мотивирующего сигнала для тех, кто увлечен идеей, но погряз в сомнениях.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM