Проведение корпоративных тренингов является отдельным вызовом для консультанта. Поскольку ваш покорный слуга некоторое время назад был вовлечен в тренерскую работу, то я хотел бы рассмотреть различия в проведении обучающих мероприятий для открытой и для корпоративной аудитории.
Перед проведением корпоративного курса в обязательном порядке проводится встреча с заказчиком, на которой обсуждаются:
- Цель курса;
- Требования к контенту курса;
- Уровень готовности слушателей;
- Способы измерения достижения цели/эффективности курса.
Цель курса
Целями курса в открытой группе почти всегда являются:
-
Приобретение/систематизация знаний в предметной области; курс содержит контент классических источников знаний или библиотек;
-
Подготовка к сертификации (там где курс является пререквизитом экзамена).
На корпоративном курсе основной целью является приобретение/систематизация знаний в предметной области. Но в отличие от открытой группы, кроме общеприменимых источников знаний в курсе должны быть учтены требования действующих на предприятии стандартов или требования законодательства, регламентирующие эту предметную область.
Подготовка сотрудников к сертификации, как цель обучения, в корпоративном формате чаще становится менее приоритетной. Но у наших слушателей в любом случае остается возможность сдать экзамен уже по собственной инициативе, если прослушанный ранее курс являлся сертифицированным.
Требования к контенту курса
Контент курса открытой группы максимально приближен по структуре к официальному силлабусу, теоретический материал дополняется практическими заданиями для закрепления ключевых знаний или навыков.
Контент курса корпоративного обучения может отступать от официального силлабуса, если с курса снимается требование быть пререквизитом экзамена. Стратегия развития ИТ или идущие в организации заказчика проекты могут накладывать дополнительные требования на содержимое определенных функциональных областей курса. Если в организации принято решение о следовании определенных стандартам, методикам оценки, то эти стандарты и метрики должны быть увязаны с излагаемым материалом и по возможности проиллюстрированы дополнительными практическими материалами. Такой глубокий уровень кастомизации курса невозможен без участия заказчика, который предоставляет описание стандартов и методик, текущих задач и практических кейсов, иллюстрация которых на курсе поможет слушателям успешно с ними справляться в последующем. Если предоставление таких материалов затруднено, или время на кастомизацию курса отсутствует, то заказчик лишь указывает разделы, которые должны быть изложены с максимально возможной детальностью и вниманием к практическим деталям, а тренер подбирает материалы под интересующие заказчика акценты и практики самостоятельно.
Вариант с глубокой кастомизацией курса и интеграцией существующих кейсов очевидно является более дорогим, чем вариант с выделением акцентов, поэтому он не очень популярен. Зачастую компании стремятся познакомиться с "best practice", и это также склоняет их к более консервативному курсу.
Готовность группы
При проведении открытого курса фактических требований к аудитории нет. Если проводимый курс опирается на некоторые базовый курс с основами, то это чаще всего указывается в описании курса на сайте, но фактически слушатель, не владеющий терминологией, с которой знакомятся на основах, все равно сможет получить от прохождения курса определенные полезные ему знания. Да, вероятно для него это будет непросто, и мы иногда сталкиваемся с негативными отзывами в этой связи. Поэтому, если вы заинтересованы в получении максимального эффекта от курса, то нашей настоятельной рекомендацией является первоочередное прохождение курсов основ, если это ещё не было сделано ранее.
В закрытом корпоративном формате, в силу того что состав, количество, роли и компетенции участников оговариваются, у тренера появляется возможность предусмотреть и аккуратно донести материал до аудитории там, где его восприятие группой может быть затруднено.
Измерение эффективности курса
В открытых группах оценка эффективности курса определяется лишь результатом опросов, осуществляемых при помощи анкет при завершении курса. Оценка опирается на субъективные мнения участников о содержании и изложении курса, тренере, собственных ожиданиях.
Корпоративные курсы требуют организации объективного измерения полученных знаний с использованием специально разработаных тестов. Объем и способ тестирования оговариваются заранее, и тренер подготавливает требуемые материалы к началу обучения. Так же как с кастомизацией курса, опция разработки инструмента целевого тестирования под конкретную группу может потребовать дополнительных трудозатрат и определенного времени, что влияет на общую стоимость курса. Использование стандартных публичных экзаменационых материалов (если они существуют) позволяет уеньшать эти затраты.
От лица непосредственного участника процесса могу сформулировать следующее: переключение занятости между проектными работами и тренерской деятельностью привносит значительное количество выгод обеим направлениям из-за эффекта "перекретного опыления". Проектные работы дают целый спектр живых практических задач, которые необходимо решать во многих компаниях, и этими примерами можно и нужно обогащать академический материал курса. С другой стороны, работа тренера вынуждает более подробно и внимательно погружаться в несколько разных источников знаний, синхронизировать их, что позволяет подходить к работам по оценке и проектированию с большей готовностью.
Применяемый нами ответственный подход к разработке и подготовке курса находит свое отражение в откликах, получаемых от слушателей курсов, что радует и помогает оперативно выявлять и устранять недостатки.
В завершение у меня к вам есть два вопроса:
- С точки зрения практиков, нам интересна ваша обратная связь, если вы ранее были нашими слушателями в открытом и/или корпоративном формате. Какая форма курса была для вас более полезна?
- Не самая простая рыночная ситуация в стране является для многих выгодной, с точки зрения персонального профессионального развития. Каковы ваши ожидания от корпоративного обучения на этот или следующий год? Готовы ли компании в которых вы работаете сейчас обучать сотрудников, и если да, то чему?
Слушала ваши курсы исключительно в открытом формате, в котором нахожу много плюсов для себя. Выделю, пожалуй, самые важные:
1. обмен опытом между представителями совершенно различных сфер деятельности. очень интересно узнать, какие проблемы и задачи стоят в различных областях, и, собственно, как их решают
2. новые люди, с которым срабатываешься (или не срабатываешься 🙂 ) во время выполнения практических заданий. получаешь бесценный опыт в плане развития личных коммуникативных навыков