Вчера принял участие в нашем учебном курсе "ITIL Practitioner". Да-да, такое бывает, мы время от времени ходим на свои собственные тренинги: иногда для знаний, иногда для контроля. Мне же было интересно как живёт наш новый курс, запущенный в феврале, и как его проводит наш замечательный Игорь Гутник.
Так вот, в ITIL Practitioner много практических заданий. Я попал на одно из них, задачей которого было придумать как получить положительное решение о реализации в условной компании одной из ИТ-инициатив. Контекст: есть среднего размера банк (9000 сотрудников, 450 ИТ-специалистов), амбициозные цели на ближайшие годы, большая ставка на электронный банкинг (и ещё примерно 11 страниц, описывающих кейс). В ИТ созрела идея внедрить для собственных нужд базу знаний – по целому ряду причин этот инструмент стал необходимым.
Подгруппа, в которую я попал, сразу же приняла решение выводить это начинание на уровень всего банка, чтобы плодами внедрения пользовались не только в ИТ-отделе, но и других подразделениях. Но тогда и финансировать проект придётся не из бюджета ИТ, а значит – искать спонсора и убеждать его потратить деньги. Мы взяли за основу следующую тактику: выделили среди бизнес-подразделений три, которые получат наибольшую пользу от базы знаний, вычленили из кейса описания руководителей данных подразделений, а также стоящие перед ними задачи, придумали аргументы для каждого из них и последовательно пошли завоёвывать сторонников. Получив поддержку трёх ключевых бизнес-руководителей – вынесли решение на уровень выше, получая авторизацию от БББ (большого банковского босса). Аргументы для него, помимо "эти трое уже согласны", подобрали от бизнес-целей компании, декларированных в кейсе. С натяжкой, но к четырём таким целям из, кажется, девяти, нам привязаться удалось.
В ITIL Practitioner Guidance это упражнение называется Sponsor Diagram, вслед за которой составляется Sponsor Roadmap (всё это описано в разделе "Организационные изменения"). Спонсоры же, согласно книге, делятся на три вида:
- Authorizing Sponsor, AS
- Reinforcing Sponsor, RS
- Target (impacted) group, T
Вот через вторую группу мы и решили начинать, далее к первой, а третья – как следствие, для них уже будем искать аргументы на их возражения, а не чтобы убедить бежать вместе с нами.
Суммирую тактику по шагам:
- "Поднять" инициативу выше уровня ИТ, до уровня бизнеса
- Найти в бизнесе сторонников и убедить их
- Закрепить решение на уровне "чем выше, тем лучше"
- Работать с возможным сопротивлением остальных
- …
- PROFIT!
Но в обсуждении после выполнения упражнения вспомнили про другую возможную тактику:
- Реализовать инициативу внутри ИТ и за счёт ИТ, возможно в упрощённом виде
- Получить опыт, результаты, поправить и вылизать решение
- Предложить использовать аналогичное решение какому-нибудь (а лучше – каким-нибудь) бизнес-подразделениям, расширив функциональность и получив дополнительное финансирование
-
Поддержать
распространение заразытиражирование решения
Ограниченное время на учебном курсе не позволило пофантазировать относительно других возможных тактик, но ведь понятно, что они есть. Можете поделиться – как вы обычно решаете подобные задачи? Как подходите к снаряду? Через кого и как продвигаете ИТ-инициативы?