Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

ROI: 7148%, срок окупаемости: 1 неделя

В известную фразу про ложь, наглую ложь и статистику, похоже, пора добавить четвёртую составляющую: заявления вендоров программного обеспечения.

Рецепт изготовления красивого отчёта прост: немного текста, пара-тройка диаграмм, большая таблица с расчётами. При этом таблицу важно красиво оформить, а заполнять можно и нулями. Доказательство гигантского возврата инвестиций при минимальном сроке можно уложить в четыре страницы, отведя примерно 40% ширины страницы под красивые белые поля.

Так и поступила недавно некая компания.

Хорошо, что с 2008 года в ITSM-индустрии работает специальный сервис, называемый Crap Factoid. Его представитель уже выполнил небольшой анализ упомянутого выше отчёта и присвоил ему высшую категорию: "Extreme Crap Factoid Alert".

Позволим себе процитировать часть главы "Забавные расчеты эффективности" из книги "Овладевая ITIL", опубликованной в прошлом году:


Возможно, это для всех очевидно, но всё же: есть такой смешной способ обосновывать внедрение ITIL. Собственно, в нём нет специфики ITIL, он довольно универсален. Выглядит это примерно так:

«Простой систем в прошлом году привел к потере компанией 185 миллионов долларов. Общее время простоя составило 83 часа, то есть каждая минута простоя обошлась компании в 37 тысяч долларов. Среднее время восстановления для инцидентов первого приоритета составляет около 150 минут. Согласно данным из презентации на конференции, где был кто-то из моих знакомых, внедрение ITIL обеспечивает сокращение времени восстановления на 10%. В прошлом году у нас было 22 инцидента первого приоритета, поэтому ожидаемое сокращение потерь для бизнеса в результате внедрения ITIL составит

22 x 150 x 0.1 x $37,000 = $12,000,000 в год

при затратах на внедрение всего в $7,000,000, которые окупятся за 7 месяцев».

Самый красивый вариант такого обоснования, наглядно демонстрирующий его полную бессмысленность, выглядит так:

«бла-бла-бла, поэтому пользователи будут тратить на 7 минут в день меньше на общение со службой поддержки. Имея 23 тысячи пользователей и оценивая стоимость разговоров с ними как $72,000 в год на каждого, мы оцениваем сокращение расходов в результате [бла-бла-бла] как $24,000,000 в год».

Чепуха. Дополнительные семь минут свободного времени в день будут использованы пользователями для того, чтобы выпить лишнюю чашку кофе, или поболтать с коллегой, или подольше пообедать – если они вообще заметят разницу. То же касается попыток рассчитывать сумму потерь от часа или, ещё лучше, минуты простоя. Эти цифры хороши, чтобы демонстрировать участникам обработки инцидентов важность их работы, но не надо транслировать каждую сэкономленную минуту в выгоду для бизнеса.

(…)

Если бы существовали такие таблицы, в которых можно было бы посмотреть средние показатели ROI при переходе с одного заданного уровня зрелости на другой, и если бы вы не пожалели денег на определение вашего текущего уровня зрелости, тогда обобщенная информация о ROI от ITIL имела бы для вас какой-то смысл.

Но все, что мы имеем сейчас – недостоверные истории, рассказываемые аналитиками и вендорами о том, как одна компания сэкономила миллион долларов. Они (1) не влияют на ваши результаты и (2) в большинстве случаев – полная ерунда.


Комментариев: 8

  • Максим

    Почти хороший пример неправильного, но убедительного обоснования. Почти, т.к. четырехзначные цифры процентов не могут быть восприняты серьезно. Максимум – два разряда до запятой и лучше еще один после;-)
    Но значительно более интересен другой вопрос – а как сделать правильно и убедительно?

    • Вадим

      как сделать правильно и убедительно?

      а чем руководствуется руководитель компании при принятии решений в отношении вложений в по сути чисто затратные ИТ?

  • Alexey Krutikov

    Нужно понимать цель этих манипуляций цифрами. Далеко не всегда получается обосновать бюджет на покупку чего-то очень нужного. ИТ-специалисту придется убеждать финансистов (директора самые продвинутые финансисты), так что необходимо научится играть на их поле, по их правилам. Они вам скажут: мы потратились в этом году, те денег нет.
    А тут, конечно, сферический конь в вакууме, но аргумент. А если что-то сломается, то тот самый ИТ-шник и будет виноват и аргументы “я говорил” не прокатят.
    С тем, что сотрудники даже не заметят, возможно, полученные минуты, с этим даже спорить неинтересно.
    А вот финансовый расчет, если, конечно мы сможем просчитать и убедить в стоимости минуты, вполне работоспособен.
    Единственное, не стоит обещать невыполнимое, а то начнут еще ожидать 99,999…

  • Pavel Solopov

    Да, вобщем-то любая оценка инвестиций базируется на предположениях. Что в ИТ, что в производстве сковородок.
    Разница только в наличии прошлого опыта и фактах на которых строится предположение.
    Например, перед тем, как построить новый завод по производству сковородок проводят маркетинговое исследование: “отношение домохозяек к чугунным сковородкам”. И на основании его результатов принимают решение.
    А вот при внедрении информационных систем как-то не принято проводить какие-то исследования, хорошо если пилот сделают, а не сразу на всю корпорацию накатят.

  • Заметка для переводчиков: 7 146% было бы лучше, так сказать мейнстримнее 8)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM