На прошлой неделе проводили сразу три одновременные игры "The Challenge of Egypt – управление проектами" у одного хорошего и постоянного клиента, который приглашает нас на свои корпоративные ежеквартальные выездные сессии уже третий раз подряд. И на каждой такой сессии мы проводим 3-4 параллельные деловые игры для сотрудников различных подразделений.
Впечатлений, как обычно, множество, но особенно яркое – соревновательность команд. Я и раньше замечал насколько участникам интересно то, что происходит "у соседей", но в этот раз дошло аж до разбора получившихся пирамид и проверки "что у них там внутри, не сжульничали ли при постройке?". Ну и традиционные вопросы "а как они посчитали бюджет и не ошиблись ли в учёте затрат", конечно же.
(на иллюстрации – результаты работы трёх независимых проектных команд 25.02.2013)
Такая соревновательность встречается не только в бизнес-симуляциях. Я хорошо помню, как мы ввели нечто похожее на позапрошлом месте моей работы, когда инженеры технической поддержки сравнивали значения KPI друг друга. Совершенно определённо это приводило как минимум к увеличению количества выполненной работы, а также к оценке и обсуждению качества (характера) выполненных заявок и нанесённой пользы. Отдельных сотрудников это также подстёгивало к повышению собственной компетенции.
Что нужно, чтобы организовать социалистическое соревнование? Не так уж много:
- потребуется коллектив сотрудников примерно одинаковых должностей, или несколько групп, работа которых очень схожа;
- необходимо заранее определить KPI, отражающие суть работы и требуемые результаты, а также договориться о способе расчёта значений этих KPI;
- следует придумать регулярные точки контроля, в которых участники могут увидеть собственные достижения и сравнить их с другими.
Дальше – дело техники. Задачей и ответственностью руководителя станет поддержание этой "игры", вовлечение в неё максимального количества участников и направление с помощью новых KPI работы сотрудников в нужное русло.
Что интересно – опыт показывает, что совершенно необязательно придумывать награды и поощрения. Безусловно, с ними лучше и веселей, но сам факт наличия соревнования – уже серьёзный мотиватор.
Коллеги, а есть ли у вас примеры каких-либо производственных соревнований? Работает или нет?
У “соревновательности” есть риски, о которых все почему-то забывают \ не пишут.
Все мы помним средне статическую школу и то, как в ней относились к отличникам.
Ошибки при проектировании KPI, способов мотивации могут крайне негативно повлиять на рабочий процесс и микроклимат в команде. Детальной проработкой вопроса, управлению рисками при проектировании подобных методов мотивации обычно никто не занимается.
Убедить коллег, что дело “техники” по сути является сложной, нетривиальной задачей сложно, учитывая популярность игровых сервисов вроде Foursqueare.
Очень подробно о рисках и нюансах подобных игровых методов мотивации рассказано на хабре,рекомендую:
http://habrahabr.ru/company/uidesign/blog/165779/