В конце января мы с Константином поучаствовали в интересном мероприятии – очередной сессии академии передовых практик внедрения и поддержки SAP. Эта очередная сессия была посвящена организационным изменениям, и нас пригласили рассказать о модели Джона Коттера и особенностях проведения таких изменений при внедрении информационных систем и изменении информационных процессов.
Мероприятие было прекрасно организовано, аудитория была интересной и подготовленной, вопросы задавали непростые, и, кажется, нам удалось достойно выступить. Подробности – презентации и фото-видео – организаторы обещали вскоре выложить на сайт академии, где уже лежат материалы прошедших ранее модулей программы. Поэтому рассказывать про выступления не буду, ограничусь рисунком с программой первого дня:
Полная программа академии включает в себя шесть модулей, посвященных взаимодействию ИТ и бизнеса, управлению программами, оценке и обоснованию инвестиций в ИТ, управлению жизненным циклом приложений и передаче внедренных решений в эксплуатацию. Аудитория состоит из "ИТ-директоров, руководителей центров экспертизы SAP, руководителей проектов внедрения и поддержки SAP крупнейших заказчиков SAP".
Понятно, что у этой инициативы SAP есть маркетинговая составляющая. Но вполне ясно и другое: такая программа направлена на формирование знаний, без которых масштабный проект ERP-уровня имеет мало шансов на успех. Характерно, что все это знания управленческие, а не технические, и характерно, что их часто приходится не развивать, а формировать "с нуля": лишь небольшая доля профессиональных ИТ-менеджеров знакома с этими дисциплинами на момент начала масштабного проекта по автоматизации бизнес-процессов. Эта оценка основана на знакомстве со слушателями многих групп MBA для ИТ-директоров, и я, конечно, осознаю, что есть примеры очень хорошей подготовки ИТ-менеджеров в сфере управления. Я знаю несколько таких управленцев. Тем не менее общее мое впечатление таково: SAP компенсирует нехватку знаний в области управления ИТ у своих клиентов для того, чтобы снизить связанные с этой нехваткой знаний проектные риски.
Тем временем другая (во многих отношениях) компания – Mail.ru – вот уже два года развивает образовательный проект "Технопарк" на базе МГТУ имени Баумана. Тут совсем другая программа и другие цели – Технопарк готовит прежде всего веб-разработчиков – но та же миссия, как мне кажется: используя корпоративные ресурсы, компенсировать отсутствие у выпускников знаний и навыков в области ИТ, требуемых для успешной работы бизнеса. Причина появления корпоративной программы дополнительного образования – неадекватность программ подготовки специалистов в профильных вузах и, как следствие, отсутствие профпригодных кадров на рынке труда.
И таких примеров не один и не два. Компании вкладывают средства в создание и развитие корпоративных программ ИТ-обучения своих сотрудников (а вендоры и интеграторы – сотрудников своих клиентов), иногда создавая масштабные и довольно дорогие подразделения – корпоративные академии, университеты и просто учебные центры – поскольку индивидуальная переподготовка специалистов силами наставников или внешних тренинговых компаний оказывается еще дороже. Это обходное решение – кривое, дорогое и не очень красивое, и компании это осознают, но применение структурного решения, к сожалению, не под силу одной компании и в любом случае займет годы.
С одной стороны, это печально. Ни кадры, ни программы вузов, готовящих ИТ-специалистов и ИТ-менеджеров, видимо, не соответствуют потребностям рынка. Годы обучения оказываются потраченными напрасно – в какой-то неизвестной,но довольно существенной части. С другой стороны, ИТ-компании предпринимают заметные усилия к исправлению ситуации, и это даёт надежду на то, что в течение нескольких лет ситуация изменится к лучшему хотя бы в части профильных вузов.
Все это лишь мои впечатления, я не участвовал в серьезных исследованиях ИТ-образования и не слышал о таковых. Если у вас другие впечатления, или есть интересная информация по теме, я буду благодарен за любые мнения, ссылки и комментарии.
Крупные российские компании готовят себе сотрудников не из числа молодых специалистов, и даже не из числа студентов ВУЗов. Нет, они занимаются подготовкой школьников. Я видел это на примере "Лифта в будущее", проекта АФК "Система", когда летом 2012 года играл с ребятами 11-15 лет в "Египет".
Вот насколько всё плохо в российском образовании.