Последнее время все чаще при проектировании процессов приходится слышать о мобильных сотрудниках, которые не сидят на месте, а перемещаются в пространстве с завидной периодичностью, поэтому привязывать их к рабочему месту невозможно, поэтому ждать от них быстрой реакции на запросы на согласование или назначенные задачи нереально.
Кто эти люди? Да, кто угодно: от руководителей, которые постоянно на совещаниях или командировках, до технических специалистов, которые на выездах, на рабочих местах пользователей.
Что от них требуется? Обычно ничего сверхестественного: дать ответ по запросу на согласование, взять в работу назначенное обращение или задание, отчитаться о выполненной работе.
Что нужно для решения задачи? Предоставить интерфейс для каждого участника процесса, через который он сможет выполнить требуемое действие быстро, безопасно, удобно.
Давайте рассмотрим возможные варианты с учетом того, что почти у каждого сейчас под рукой смартфон или планшет.
Как можно организовать работу:
-
Работа через электронную почту. Система шлет письма сотруднику, он отвечает. Самый простой вариант, не предъявляет никаких требований к ПО мобильного устройства, с которым работает сотрудник. Не требуется стабильный канал связи, можно читать и отвечать в offline с последующей синхронизацией при появлении связи. Достаточно наличия почтового клиента. Но, есть существенные функциональные ограничения
- доступна только та информация, которая пришла в сообщении (например, в уведомлении о согласовании), т.е. если нужны детали из связанных объектов, то их уже не получить
- перечень действий, которые могут быть выполнены, предопределен и сильно ограничен
- невозможно обеспечить заполнение обязательных полей, например, просить вводить обоснование при отказе в согласовании
-
Веб-клиент. Работа с любого устройства, которое имеет браузер. Реализация зависит от конкретного средства автоматизации, но обычно недостатков, описанных в предыдущем пункте нет. Но есть свои сложности:
- необходим online доступ к серверу на время сеанса, т.к. этого требует технология
- обычно есть требования к браузерам (например, поддержка css,js, AJAX и т.д.)
- Мобильное приложение. Несмотря на растущую популярность мобильных устройств немногие вендоры могут похвастаться наличием собственного мобильного приложения. Функциональные возможности мобильных клиентов сильно отличаются, рассматривать их здесь и сейчас не будем. Основной вопрос, который возникает к мобильным клентам, это гибкость, иными словами, может ли клиент гибко меняться вслед за изменением системы автоматизации и ее конфигурации, или придется довольствоваться штатными возможностями, заложенными производителем.
Конечно за бортом еще осталась масса вопросов, например, касающихся безопасности работы с мобильными устройствами, удобства работы в условиях более низкого разрешения экрана. Но так или иначе вопрос обеспечения мобильных работников возможностью работы в процессе важен и не должен оставаться "на потом".
Евгений, мне кажется, что вы как раз оставили за бортом первый и принципиальный вопрос, с какой информацией вы готовы расстаться безболезненно в случае утраты.похищения устройства, и будете ли вы предпринимать что-то в этом случае.
Я не сторонник накрывать всё железным занавесом, но мне кажется об этом стоит всё-таки задумываться намного раньше поиска способа отображения их у пользователя.
Тогда даже возврящаясь к самому простому средству доставки – почте, надо начинать с дружбы с средствами удалённого контроля и удаления данных.
А если говорить о веб-клиентах и мобильных приложениях – красным флагом поднимается вопрос Usability. Как в привязке к разрешению экрана так и без оного.
В целом, тема можная, востребованная и зачастую, полезная. Но очень часто недооценённая, как с технической точки зрения, так и с психологической.