В последний год при работе с различными компаниями все острее ощущаю проблему нехватки лидеров. Причем проектных лидеров – тех, которые ломают и строят – на мой взгляд, достаточно. Проекты это интересно. Это новые перспективы – знания, опыт, погоны, доходы… Но проект заканчивается, и начинается «мирная жизнь». В этой жизни проектные лидеры скучают. Заниматься плановым совершенствованием, решением текущих проблем, постепенным выстраиванием отношений им не очень интересно. Не хватает новизны, драйва, новых достижений. Для эволюционного развития нужен другой тип лидеров. Если угодно, не с шашкой, а с метлой. Ну, или … с садовыми ножницами, не знаю.
ITSM-инициативы очень страдают от нехватки именно этого типа лидеров – эволюционных. ИТ-индустрия вообще на такой тип лидерства «не заточена». Основной упор делается на техническую квалификацию (чтобы решать сложные задачи), обучаемость (чтобы оставаться в тренде), амбициозность (чтобы справляться с повышенным уровнем нагрузки). И я думаю, это проблема, уровень которой серьёзно недооценивается. Откуда при такой постановке вопроса взяться хорошим менеджерам услуг, которые должны получать удовольствие от того, чтобы делать чью-то работу легче, жизнь лучше?
Более того, могу с уверенностью сказать, что из всех менеджеров услуг, с которыми я работал в качестве консультанта, лучшие – женщины, а не мужчины. Я вполне серьезно: в ИТ-коллективе мужское проектное начало обязательно нужно дополнять женским, эволюционным. Можете воспринимать это как вполне конкретную кадровую рекомендацию 🙂
Я думаю, что описываемая проблема имеет несколько иные корни. Словосочетание "эволюционный лидер" в данном контексте, мне кажется, не имеет большого смысла, так как эти слова взаимно исключают друг друга.
Одна из больших сложностей на пути крупных организационных преобразований, отмечаемая многими экспертами (в том числе тов. Коттером) – это противоречие между лидерами и менеджерами. Вкратце: первые более ориентированы на изменение, готовы менять многое и кардинально, видят картинку целиком и могут любому нарисовать светлую дорогу вперёд, постоянно проверяют на прочность стаус кво. В то время как вторые более ориентированы на сохранение существующего уклада, процессов, правил, систем, политик, и если уж занимаются совершенствованием – то постепенным, эволюционным.
Собственно, от менеджера услуг революций не ожидается, так что и лидером ему быть незачем, будет только хуже. Иметь определённые лидерские качества – да, не помешает, как и многим другим. Но ведь и название роли в ITIL – именно "менеджер". Работяга. Компетентный. Ответственный. День за днём.
Более подробно, кстати, мы об этой теме рассуждаем на учебном курсе "Организационные изменения", который проводится вместе с деловой игрой "2020" в корпоративном формате.