Очень часто на курсах слышишь фразы «заказчик не заинтересован в нас», «он не видит в нас тех, кто может обеспечить его нужды», «как донести заказчику свою значимость и состоятельность», «заказчику в SLA интересна только одна строчка».
Бывает, что ИТ-департамент выступает с инициативой улучшить что-то в своей деятельности: оптимизировать шаги получения конечных результатов, сократить расходы, увеличить производительность, но терпит неудачи. Казалось бы, основательно подготовились – освоили какие-то подходы, методики, получили много знаний. Но не взлетает. Или быстро падает.
В чем же дело? В зависимости от того, у кого созрела идея улучшений, то есть на каком уровне вертикальной организационной иерархии, нужно прояснить много моментов. И один из главных – кто тот человек, или те люди, которые обеспечат поддержку вашей инициативы ресурсами – человеческими, техническими, информационными и финансовыми, временем, личным примером? Как высоко нужно подниматься по иерархии, в какие двери стучаться, чтобы все получилось так, как задумывалось?
Не так давно, проводя бизнес-игру совместно с коллегой, мы разделили роли, и мне досталась роль заказчика. И, знаете, я чувствовала себя брошенной, обделенной вниманием, информацией – в голове засела мысль: «происходит что-то, во что я вкладываюсь, а мне ничего об этом не рассказывают». И получается, что шутка про бизнес «…а поговорить» и не шутка вовсе. Да! Бизнес любит поговорить, бизнес хочет получать регулярные подтверждения того, что то, во что он вкладывает средства, действительно этого стоит. Так же как и все мы, выступая в роли заказчика в те или иные моменты жизни, ведем себя так же – мы всегда хотим знать, как продвигается ремонт нашего жилища, в каком статусе находится доставка нашего товара, список-можно-продолжить.
Но почему вопрос все еще остается? Ведь много методологий и подходов написано на тему коммуникаций, но тема актуальна. Получается как в школе – мы учим правила русского/иностранного языка, формулы по физике/математике, – только вот когда решаем задачки и выполняем упражнения, забываем эти правила применять. Так и в жизни – много читали, много курсов прослушали, много чего знаем, но не применяем.
Мой ответ (и не только мой) – нужно идти и говорить, выяснять, спрашивать, обсуждать условия сотрудничества. С вашим конкретным бизнесом. Адаптировать все умные слова и книги под вашу конкретную специфику.
Бывает по-разному…
- кому-то повезло больше – бизнес сам осознал свою зависимость от ИТ и выступил с инновационным предложением
- бизнес понимает, что нужно что-то менять, и обращается к ИТ-департаменту с просьбой «сделать ему лучше»
- у кого-то бизнес и ИТ связаны родственными узами и ИТ-департамент получает то, что нужно не в последнюю, а то и в первую очередь
А как быть тем, кто не попал в список «счастливчиков» и приходится преодолевать полосу препятствий?
А как вы выстроили свои отношения с бизнесом? Какие подходы, техники, методики применили, чтобы дойти до необходимого уровня – «достучаться до небес»?
Как вариант – погрузить ит-посланцев в бизнес среду. Они там варятся, становятся немного бизнесом, на себе ощущают боль бизнеса, возвращаются в ИТ в виде пепеводчиков-заказчиков.
ИТ-посланцы, само собой должны быть как минимум компетентными во всех сервисах и возможностях текущего ИТ, без этого не тема не взлетит.
Второй вариант – прямая привязка работы ИТ (определенных подразделений) к показателям бизнеса. Например, для проектного офиса (любые крупные ТЗ и проекты) – это очень хорошо работает. Обещали в результате внедрения увеличить/ускорить/убрать/сократить, извольте показать на отчетности (количество нвоых клиентов, снижение себестоимости продукта, увеличение партии за тот же период и т.д.). Такую схему бизнес всегда понимал и понимает.
Но второй вариант часто, скажем так, конфликтует с маркетингом, PR и продажами, которые в свою очередь данные заслуги захотят приписать себе: нужно быть к этому готовым.