В редакцию портала поступил вопрос:
Уважаемые коллеги! Хотел бы задать такой вопрос.
Во многих компаниях отношения между ИТ и другими подразделениями складываются в рамках картины мира “ИТ и бизнес” или “Исполнитель (ИТ) и Заказчик (опять же Бизнес)”. ITIL в целом тоже живет в рамках картины мира ИТ и Бизнес, да и у вас на сайте Клеверикс есть деловая игра “Grab@Pizza — ИТ и основной бизнес”.
Из этой картины мира вытекают некие негласные законы и обычаи, например:
– бизнес заказывает (например, автоматизацию), а ИТ исполняет, т.е. как бы бизнес “выше”, он ведет, а ИТ выполняет заказ, он ведомый
– бизнес лучше знает чего он, бизнес, хочет, а вы сделайте нам то, что нам требуется
– бизнес зарабатывает деньги, а ИТ тратит. Бизнес вам (ИТ-шникам) платит деньги, а вы работайте, как мы вам укажем (на самом деле мы понимаем, что не бизнес платит деньги, а клиенты компании)
– бизнес недоволен ИТ (редко бывает, когда ИТ недоволен бизнесом 🙂 )
– бизнеса как бы много, это все подразделения компании, а ИТ – одно. ИТ отчитывается перед бизнесом о реализованных задачах-заказах, а бизнес перед ИТ не отчитывается об итоговой полезности выполненных для них работ (бизнес отчитывается перед другим бизнесом, но не перед ИТ, а ИТ – исполнитель и должен отчитываться перед своим заказчиком).В описанной картине мире участвуют как бы две “неравноправные” стороны: ИТ, как более “бесправная”, и Бизнес, как более “важная”. Тут еще накладываются и особенности русского языка: ИТ рассматривается, как одно подразделение, а бизнес – это считай и вся компания, и в целом – предпринимательство, т.е., то что работает и приносит деньги. В итоге косяки бывают у исполнителя, а заказчик всегда прав, ИТ должен быть клиентоориентирован перед бизнесом, а бизнес перед ИТ – как бы нет. Жалкое подразделение, с необоснованной и ненужной задачей или проектом приходит в ИТ и на правах “бизнеса” (как бы всего бизнеса всей компании) умело ведет игру в рамках своей картины мира, заявляет и до потери сознания убеждает, что задача нужна и мы лучше вас знаем, что нам надо. Здесь вы, конечно, можете мне ответить: “но у вас же есть проектные комитеты, change-board и тому подобное, которые проверяют обоснованность? …” Да, есть, но речь тут про то, что в данной картине мире бизнес никогда не упустит возможность воспользоваться своим особенным положением.
Часто ИТ оказывается более компетентен в вопросах условного “бизнеса”, например:
– ИТ лучше знает бизнес-процессы, так как их автоматизирует, а бизнес-подразделение знает или только свою часть процессов, или даже свою знает плохо. Нередки случаи, когда бизнес ходит в ИТ узнавать, как работают их процессы.
– ИТ лучше управляет приоритетами задач бизнеса, т.к. знает весь скоуп всех проектов в организации, а бизнес – нет, и так далее.
– ИТ лучше знает, что надо клиентам компании в плане ИТ-продуктов.
– ИТ-команда более компетентна даже в бизнесовых вопросах какого-то конкретного бизнес-подразделения с не очень грамотным условным руководителем. Думаю все сталкивались с тем, когда заказчик просит откровенную непроработанную “дичь” (ненужный проект на полгода-год) и некомпетентен в своих вопросах, но он – заказчик. В итоге с помощью ИТ проект выруливается и выглядит совсем по-другому, однако условные “лавры” забирает бизнес, он отчитывается о завершении проекта, как заказчик и автор идеи, а ИТ – ну оно просто делало нашу задачу, да еще сроки нарушили и куча багов была.Интересно, что такая картина мира не наблюдается между другими подразделениями в компаниях, например мы не слышим “Продажи и бизнес” или “Бухгалтерия и основной бизнес” и тому подобное. На самом деле, в рамках конкретного проекта как такового всего бизнеса нет, а есть условный Департамент маркетинга и Департамент ИТ, или Реклама и ИТ. Кроме того, могут наблюдаться ситуации, когда ИТ становится заказчиком для бизнеса, например, в сильно-ИТ-ориентированных компаниях, когда ИТ создает продукт, а сейлзы его продают, причем некий продуктовый менеджер из ИТ определяет стратегию продаж, он – мини-CEO для этого продукта.
Вопрос: как вы относитесь к описанной картине мире, есть ли другие картины мира (например, не “ИТ-бизнес”, а просто “Команда”) и какие пути переходам к другим картинам мира здесь могут быть? Спасибо!
Описанная картина мира со стороны ИТ – точная. В корпоративной среде каждое обособленное подразделение компании считает себя самым важным звеном и хочет получать как можно большее количество ресурсов (эффект “перетягивания одеяла”) и картины мира у них другие. Общая тенденция – в повышении роли ИТ в компаниях и на уровне государства (сейчас почти все знают, что CIO должен сидеть в Правлении компании).
У Gartner есть модель инфраструктурной и операционной зрелости ИТ (Gartner IT Infrastructure and Operations Maturity Model), согласно которой наивысший уровень зрелости ИТ, к которому должны стремиться ИТ-подразделения, т.е. цель ИТ: Партнер бизнеса – ИТ выступает как надежный бизнес партнер, увеличивающий ценность и конкурентность бизнес-процессов в частности и бизнеса в целом. Это: бизнес оптимизация и предпринимательская культура; динамическая оптимизация ИТ-сервисов; реализация процесса содействия бизнес-инновациям; проактивная реклама новых технологий внутри компании; воздействие на бизнес; метрики вклада в развитие бизнеса.
Но дело в том, что каждая компания – это мини государство, которое может жить по своим правилам вне картины мира и идти своим путем.