Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Старая добрая ИТ-стратегия

Нашим читателям не нужно рассказывать о том, как непросто решается задача масштабирования и преобразования системы менеджмента в  ИТ-подразделениях. Вернуться к инструментам менеджмента на крупном масштабе меня мотивировала, вышедшая вчера, статья Капусткина Павла «Эффективность команды и социальные связи», которая иллюстрирует различные формы организации рабочих взаимодействий в рабочей среде.

Когда есть команда, многое достаточно прозрачно, когда есть команда команд — есть способы договориться и решить многие вопросы, когда таких взаимодействующих группировок становится более трех — управляемость и эффективность конструкции начинает вызывать вопросы.

Почему мне хочется поставить вопрос о актуальных способах и инструментах управления для масштабного ИТ? Наверное потому, что простого и однозначного ответа для решение сложностей возникающих перед ИТ-руководством нет.

За последние несколько лет мне посчастливилось понаблюдать изнутри работу нескольких больших ИТ-подразделений в распределенных компаниях, некоторые из них существенно выделялись своими качествами среди наблюдаемого множества.

Эти компании обладали следующими характерными свойствами:

  • Совокупный штат ИТ-специалистов (включая глубоко интегрированных подрядчиков) превышал 400 человек;
  • Ротация старшего и среднего ИТ-менеджмента была достаточно высока, средний срок работы ИТ-руководителя на позиции не превышал два года;
  • Высокая конкуренция ИТ-менеджмента за успехи, вынуждающая активно действовать система мотивации;
  • Высокий объем разнонаправленных преобразований, проекты цифровизации направлений;
  • Для того, чтобы старший ИТ-менеджмент мог понимать текущий проектный ландшафт, мог оценивать и планировать работу в своих областях ответственности на годовом или полугодовом отрезке проводились отдельные (иногда многодневные) рабочие сессии, на которых проходило обсуждение планов, инициатив, выработка коллективных решений.

Линейные руководители и средний менеджмент в ИТ действовали активно и принимали решения в условиях колоссальной неопределенности. Ближайшая ассоциация по эмоциональному ощущению тех, кто находится внутри системы: ковбои и Дикий Запад. Дикие индейцы, поезда с золотом и абсолютная непрозрачность завтрашнего дня.

С учетом того, что в таком большом ИТ происходило колоссальное количество преобразований, шли проекты по цифровизации (глубокой автоматизации) отдельных областей бизнес-деятельности, требовалось что-то, что позволяло этой «куче кипучей» проектов и их результатов не расползаться в разную сторону, хороня тем самым значимый объем результатов, а двигаться сколько-то синхронно или в сторону общих целей.

В стародавние времена эпохи медленных динозавров эта задача решалась достаточно просто: COBIT (или аналоги), каскад целей от бизнес-стратегии к ИТ-стратегии, документальная ИТ-стратегия с защищенным бюджетом и вперед в известное будущее.

Сегодня все жалуются, что будущее не такое уж известное, что жесткое планирование закрепляет ошибки и негативно влияет на мотивацию/производительность команд. Может быть, но если попытаться отбросить такой инструмент, как ИТ-стратегия, перед живущими подразделениями встает финансовый план, как задача о достижении финансовых показателей, поставленная генеральным руководством. И каждое самостоятельное (уже не ИТ-)подразделение должно будет само определить задачи, инструменты, ресурсы, сроки, источники финансирования для того, чтобы решить эту целевую финансовую задачу. А это означает что каждое из них будет ходить по граблям, составлять свою собственную частную внутреннюю «ИТ-стратегию», принимать ошибочные решения и тратить на эти вопросы менеджмента существенные ресурсы без гарантии успешного результата. А потом, когда все решения будут приняты будет осознана необходимость работать с коллегами с других направлений бизнеса, а значит пересматривать планы, изменять решения, но продолжать находиться под дамокловыми ожиданиями финансовой отдачи. 

Централизованная стратегия, если не отказываться от нее, кроме укрупненного финансового-проектного плана определяет направления проектных инициатив, технологические инсайты и фреймворки для будущих решений менеджмента, области инновационного инвестирования в рамках компании, способы и форматы коммуникаций и информационного обмена позволит решить главную задачу менеджмента. Решить задачу организации продуктивного труда колоссального числа территориально распределенных людей и подразделений, даже при наличии существенной конкуренции ИТ-руководителей и непродолжительного срока их активной работы в организации. 

Подобная стратегия «визионеров» оставит ИТ- (или уже не ИТ)подразделениям свободу для решений и творчества, но даст им направления и инструменты взаимодействия с генеральным руководством и между собой, даст им общий язык, наконец. Вавилонская башня, как мы уже один раз наблюдали,  сама себя не построит.

Может быть у истинных единорогов все совсем иначе, знанием похвастаться не могу, но пока наблюдаемая картина говорит о том, что списывать ИТ-стратегию со счетов рано. Не все динозавры еще вымерли. 

 

«DevOps: современный подход к организации работы ИТ»
Учебный курс про менеджмент, а не про технические практики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Рубрики

  •  
  • Авторы

  •  
  • Самое свежее

    • VI форум «Управление данными — 2021»: наведите порядок в данных!
      23 сентября 2021 года издательство «Открытые системы» в шестой раз проведет в Москве масштабный форум «Управление данными — 2021», объединяющий всех, кто определяет стратегию работы с данными, воплощает ее в жизнь и управляет предприятием на основе объективных достоверных данных. Участники форума обсудят не только инновационные стратегии и бизнес-модели работы с корпоративными данными, но и конкретные архитектурные и технологические решения.
    • Простые уловки, как ускорить процесс разработки программного обеспечения
      С некоторыми вещами люди из бизнеса вынуждены соглашаться, и одна из них заключается в том, что никто не хочет сердить свою команду разработчиков. Часто они являются краеугольным
    • Почему каждая инициатива DevOps должна начинаться с оценки возможностей
      Внедрение практики DevOps идет полным ходом. Организации сосредоточены на том, как внедрить возможности DevOps в командах и как масштабировать DevOps в масштабах предприятия. Но важным аспектом любого пути масштабной трансформации является оценка возможностей команды или организации на этом пути.
    • Что такое процесс и что такое практика в ITIL®4
      Продолжаем публиковать короткие видеоролики, посвященные актуальным вопросам управления ИТ. Сегодня поговорим о том, что такое процесс и что такое практика в ITIL4. Это не переименование процессов в практики, это два отдельных понятия. Рассказывает Игорь Фадеев, ITIL 4 Managing Professional и ITIL 4 Strategic Leader, аккредитованный тренер по ITIL4.
    • Аудит. Что может быть скучнее?!
      На прошедшей неделе участвовал в аудите (в качестве объекта аудита). Большинство людей, проходивших аудит, подозреваю, разделяет это ощущение: «Бюрократия, формальности и т.п.»
    • Как технический долг вредит вашей команде программистов — и вашей безопасности приложений
      Техническая долг может серьезно повлиять на здоровье организации - и на психическое здоровье ваших разработчиков. Более половины из 200+ членов инженерных команд, опрошенных в рамках отчета Stepsize "Состояние технического долга в 2021 году", считают, что технический долг негативно влияет на моральное состояние их команд.
    • Что люди не понимают в управлении потоком создания стоимости
      Нет ничего плохого в самом управлении потоками создания ценности (VSM), но есть много плохого в том, как его рассматривают и обсуждают блогеры, отраслевые маркетологи и другие, которые часто смешивают его с DevOps и Agile. Это не одно и то же.
    • 5 основных тенденций развития искусственного интеллекта и машинного обучения на 2022 год
      Вот несколько основных тенденций, к которым вашему бизнесу стоит начать готовиться. Искусственный интеллект и машинное обучение становятся доминирующей частью технологической
    • 6 тенденций в ИТ, за которыми нужно следить
      Чтобы выжить во время пандемии, организации обратились к ИТ, чтобы помочь справиться с последствиями - как негативными, так и позитивными. В некоторых отраслях, таких как телемедицина и видеоконференции, бизнес резко вырос, и ИТ-отделам таких компаний пришлось в спешке справляться с нагрузкой. В других, например, в сфере путешествий и развлечений, бизнес резко просел. Кроме того, возобновилось стремление к цифровой трансформации.
    • Восход Desktop-as-a-Service: что это такое и зачем вам это нужно?
      Широкое распространение облачных вычислений добавило в наш словарь множество сокращений, наиболее распространенными из которых являются SaaS, PaaS и IaaS. Действительно, наступила эра облачных решений, которые доставляют программное обеспечение, платформу и инфраструктуру потребителям и предприятиям по запросу и с оплатой по мере использования.
  •  
  • Вход

  • DevOps
    Kanban
    ITSM
    ITIL
    PRINCE2
    Agile
    Lean
    TOGAF
    COBIT