По следам публикации моей статьи в альманахе ITSMf хотел продолжить обсуждение волнующей многих темы на страницах нашего портала. Одним из ключевых документов, который оформляется при построении процессов является "описание процесса". Традиционно документ получается довольно пухлым, т.к. включает в себя описание всех аспектов работы процесса. На написание документа уходит много времени, т.к. важны детали, схемы процедур, отстутствие противоречий в описаниях процедур и т.д. Необходимость создания такого документа с одной стороны понятна, – нужен единый источник информации о целях, задачах, процедурах, ролях и прочих атрибутах процесса. Нужен прежде всего менеджеру описанного процесса, т.к. ему приходится процессом управлять и важна общая картинка. Иногда документ востребован менеджерами смежных процессов, т.к. для них важно понимание процессов с которыми приходится взаимодействовать. Еще на него любят посмотреть различные аудиторы, например, для того чтобы составить представление о том как был задуман процесс и сравнить, с тем как он выполняется на практике.
С другой стороны практика показывает, что использование данного документа крайне ограниченно, как в части перечня людей, которые его используют, так и в части прикладных ситуаций, когда к данному документу приходится обращаться. В основном работа идет с ролевыми инструкциями.
Например, незачем заставлять читать рядового ИТ-специалиста описание процесса управления изменениями на 80 листах, если его работа в процессе ограничена одной процедурой. Достаточно общего представления о процессе и понимания своего места в процессе.
Усугубляет ситуацию так же тот факт, что описание приходится поддерживать в актуальном состоянии.
Возникает резонный вопрос: зачем нужен документ, который читает только менеджер процесса, на который уходит масса времени при написании и поддержании в актуальном состоянии?
Мое мнение таково: документ нужен как единый источник сведений о процессе, но он не должен использоваться и позиционироваться как рабочий инструмент участников процесса. Для этого есть другие документы, например, ролевые инструкции.
А вы что думаете?
Документирование – мерило зрелости организации.