Портал №1 по управлению цифровыми
и информационными технологиями

Академия передовых практик SAP и обходные решения в сфере ИТ-обучения

В конце января мы с Константином поучаствовали в интересном мероприятии – очередной сессии академии передовых практик внедрения и поддержки SAP. Эта очередная сессия была посвящена организационным изменениям, и нас пригласили рассказать о модели Джона Коттера и особенностях проведения таких изменений при внедрении информационных систем и изменении информационных процессов.

Мероприятие было прекрасно организовано, аудитория была интересной и подготовленной, вопросы задавали непростые, и, кажется, нам удалось достойно выступить. Подробности – презентации и фото-видео – организаторы обещали вскоре выложить на сайт академии, где уже лежат материалы прошедших ранее модулей программы. Поэтому рассказывать про выступления не буду, ограничусь рисунком с программой первого дня: 

Полная программа академии включает в себя шесть модулей, посвященных взаимодействию ИТ и бизнеса, управлению программами, оценке и обоснованию инвестиций в ИТ, управлению жизненным циклом приложений и передаче внедренных решений в эксплуатацию. Аудитория состоит из "ИТ-директоров, руководителей центров экспертизы SAP, руководителей проектов внедрения и поддержки SAP крупнейших заказчиков SAP". 

Понятно, что у этой инициативы SAP есть маркетинговая составляющая. Но вполне ясно и другое: такая программа направлена на формирование знаний, без которых масштабный проект ERP-уровня имеет мало шансов на успех. Характерно, что все это знания управленческие, а не технические, и характерно, что их часто приходится не развивать, а формировать "с нуля": лишь небольшая доля профессиональных ИТ-менеджеров знакома с этими дисциплинами на момент начала масштабного проекта по автоматизации бизнес-процессов. Эта оценка основана на знакомстве со слушателями многих групп MBA для ИТ-директоров, и я, конечно, осознаю, что есть примеры очень хорошей подготовки ИТ-менеджеров в сфере управления. Я знаю несколько таких управленцев. Тем не менее общее мое впечатление таково: SAP компенсирует нехватку знаний в области управления ИТ у своих клиентов для того, чтобы снизить связанные с этой нехваткой знаний проектные риски

Тем временем другая (во многих отношениях) компания – Mail.ru – вот уже два года развивает образовательный проект "Технопарк" на базе МГТУ имени Баумана. Тут совсем другая программа и другие цели – Технопарк готовит прежде всего веб-разработчиков – но та же миссия, как мне кажется: используя корпоративные ресурсы, компенсировать отсутствие у выпускников знаний и навыков в области ИТ, требуемых для успешной работы бизнеса. Причина появления корпоративной программы дополнительного образования – неадекватность программ подготовки специалистов в профильных вузах и, как следствие, отсутствие профпригодных кадров на рынке труда.

И таких примеров не один и не два. Компании вкладывают средства в создание и развитие корпоративных программ ИТ-обучения своих сотрудников (а вендоры и интеграторы –  сотрудников своих клиентов), иногда создавая масштабные и довольно дорогие подразделения – корпоративные академии, университеты и просто учебные центры – поскольку индивидуальная переподготовка специалистов силами наставников или внешних тренинговых компаний оказывается еще дороже. Это обходное решение – кривое, дорогое и не очень красивое, и компании это осознают, но применение структурного решения, к сожалению, не под силу одной компании и в любом случае займет годы. 

С одной стороны, это печально. Ни кадры, ни программы вузов, готовящих ИТ-специалистов и ИТ-менеджеров, видимо, не соответствуют потребностям рынка. Годы обучения оказываются потраченными напрасно – в какой-то неизвестной,но довольно существенной части. С другой стороны, ИТ-компании предпринимают заметные усилия к исправлению ситуации, и это даёт надежду на то, что в течение нескольких лет ситуация изменится к лучшему хотя бы в части профильных вузов. 

Все это лишь мои впечатления, я не участвовал в серьезных исследованиях ИТ-образования и не слышал о таковых. Если у вас другие впечатления, или есть интересная информация по теме, я буду благодарен за любые мнения, ссылки и комментарии. 

 

 

 

Комментариев: 7

  • Ни кадры, ни программы вузов, готовящих ИТ-специалистов и ИТ-менеджеров, видимо, не соответствуют потребностям рынка. 

    Крупные российские компании готовят себе сотрудников не из числа молодых специалистов, и даже не из числа студентов ВУЗов. Нет, они занимаются подготовкой школьников. Я видел это на примере "Лифта в будущее", проекта АФК "Система", когда летом 2012 года играл с ребятами 11-15 лет в "Египет".

    Вот насколько всё плохо в российском образовании.

     

    • Для кого как – а для меня тема очень живая. Образование делится на фундаментальное и прикладное. Советская система образования была сильна первым. На "фундамент" затем с успехом навешивалась, в принципе, любая "прикладная" обвязка. Реформа образования, нацеленная на вымывание фундаментальной части, даёт свои результаты –  для прикладной деятельности корпорации готовят сотрудников сызмальства (школьники 11-15 лет).

  • Ещё вспомнил: у SAP есть отличная толстая книга на русском языке (кажется) про организационные изменения. Что-то вроде "Управление организационными изменениями при внедрении SAP".

    Из нескольких сотен страниц про SAP – всего два десятка, а остальное ровно по нужной теме: про Unfreeze, Transform, Refreeze, про лидеров, про агентов изменений, про всё сопутствуещее.

    Очень хорошая книжка. Казалось бы, при чём здесь SAP?

    • Андрей

      Не по теме поста, но кому-то может будет интересно. У HP тоже есть книга "Managing (People throught) Organisational Ghange". Она, к сожалению, для внутреннего использования, но автор, Джошуа Брюссе, который успешно выступал на последней конференции, весьма не против поделиться знаниями. Чем мы и воспользовались после конференции.

      Подход базируется на работах Коттера, Леви, Шейна, Тукмана, Пека, Бриджеса и других и поэтому отлично с ними согласуется.

      Что особо примечательно в книге, кроме общей части про модели, подходы и принципы есть практическая часть «что же конкретно делать», с шаблонами документов. Более того, в прошлом году мы существенно адаптировали эти практические шаги к российской реальности. Если нашему сообществу будет интересно, я думаю, основные результаты можно будет сделать общедоступными.

  • …а вот еще очень, как мне кажется, верный текст о состоянии высшей школы в ИТ-отрасли.

    От себя добавлю, что и в тех вузах, которые в статье упоминаются как "правильные" (в первую очередь, ИТМО) – тоже не все так хорошо, как хотелось бы. То есть олимпиады они выигрывают, а вот степень профпригодности выпускников у них тоже …эээ… разная. И работодатели предпочитают примечать перспективных студентов еще на третьем-четвертом, а иногда и на втором, курсах и, грубо говоря, доучивать-переучивать их под себя. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

DevOps
Kanban
ITSM
ITIL
PRINCE2
Agile
Lean
TOGAF
ITAM