Всё-таки существенная часть нового-полезного в ITSM-мире создается талантливыми увлеченными одиночками. Возможно, эта часть даже больше, чем та, которую создают корпорации. И уж во всяком случае за их успехами интереснее и проще наблюдать, их можно обсуждать прямо с авторами, и можно быть уверенным, что на обратную связь и вопросы, если их отправить автору, будет дан ответ. Вот лишь несколько имен, иллюстрирующих эти наблюдения: Аале Роос, Роб Ингланд, Ян ван Бон…
В прошлом году на конференциях itSMF в Хельсинки и Таллине мне довелось познакомиться и пообщаться с еще одним ITSM-профессионалом, консультантом с двадцатилетним опытом, Барклаем Рэем (Barclay Rae). Возможно, кому-то из читателей нашего портала знакома его модель ITSM Goodness. Барклай – активный участник сообщества Back2ITSM и вообще заметная фигура в мире ITSM.
Так вот, месяц назад при поддержке друзей (полутора десятка активных участников того же сообщества, тоже заметных фигур, многие из них неплохо знакомы и нашим читателям) он опубликовал любопытный документ, который мне хочется назвать катехизисом ITSM-консультанта. Сам же автор называет его Management Consultancy guidelines and Terms of Reference.
Я такого раньше не встречал, и мне кажется, что подобного документа в самом деле не хватало – и самим консультантам, и тем участникам рынка, которые с этими консультантами взаимодействуют. Он отвечает на важные вопросы, помогает определить роль консультантов, предлагает свод требований к тем, кто решил эту роль играть и помогает сформировать правильные ожидания у тех, кто оплачивает эту игру.
Вот основные разделы документа:
- Консалтинг – что это? Ценность, отличия от других профессиональных услуг, типовое содержание работ консультанта (от пресейла до презентации результатов и поддержки принятия решений), ключевые требования к консультантам.
- Одностраничный список рекомендаций для консультантов: без чего эта работа невозможна или нехороша.
- Профессиональный кодекс ITSM-консультантов: тоже список рекомендаций, но в форме кодекса, предполагаемого к принятию и подписанию всяким ITSM-консультантом. 8 вполне здравых пунктов; консультантам я бы советовал этот список прочитать и иногда с ним сверяться.
Одним из пунктов в кодексе указано знание различных методик, методологий и техник в своей и смежных прежметных областях. В наших условиях к этому пункту приходится добавлять как необходимое условие владение английским языком. Я поэтому не буду приводить здесь полного перевода кодекса – настоящим консультантам он доступен и без перевода.
Консультанты, посмотрите – там всего 13 страниц вместе с обложкой и списком ссылок. Поделитесь впечатлениями, пожалуйста:
Нужен ли подобный документ рынку и вам? Есть ли известные вам альтернативные решения этой же задачи? Согласны ли вы с требованиями и правилами, предложенными автором? Если нет – что бы вы изменили?
Спасибо за ваши идеи!
Очень напоминает "кодекс строителя коммунизма" :))
Понятна проблема -" … as a consultant should not simply be hired without some sales process and without a clearly defined set of objectives and deliverables". Потому как, осознав, что деньги будут платить "… without a clearly defined set of objectives and deliverables" подавляющее число консультантов делает вывод – тут мне карта и поперла! Это как в известной притче про кактусоводство. Но решение, мне кажется, лежит больше в области этики, а не технологии/методологии.